11.12.2017

Николай Шумаков: вряд ли вдохновению есть место в архитектуре

98918699450ce7d2b5e069d82915729b2017 год ознаменовался одной из самых долгожданных побед отечественной архитектурной мысли – 6 сентября в рамках XXV Всемирного конгресса Международного союза архитекторов в Сеуле прошла церемония награждения престижной премии Огюста Перре. Первым в истории этой награды лауреатом из России стал президент Союза архитекторов России – Николай Шумаков. Вернувшись на родину, Николай Иванович дал интервью нашему журналу.
– Где и когда вы узнали о награждении вас премией Огюста Перре?
– Я все новости обычно узнаю от своего пресс-секретаря (пресс-атташе Союза архитекторов Диана Баранова. – Авт.). Диана позвонила мне и сказала, что в зарубежных СМИ появилась такая информация. Официально письмо в Союз архитекторов России пришло на неделю позже. Президент Международного союза архитекторов Эса Мохамед написал мне, что надо быть на награждении и прочее.
– А когда вы работали над Живописным мостом, вы представляли себе такой резонанс?
– Когда трудишься, всегда работаешь с полной ответственностью. Не делаешь проходные вещи, а делаешь все так, чтобы отозвалось в сердце народа.
– А кого из современных архитекторов вы бы сами наградили премией Огюста Перре?
– Дело в том, что абсолютно все, кто был номинирован в этом году, были достойны награды. Без исключения. Удивительно, почему Россию заметили. Отношение к архитектуре в России, мягко говоря, никакое. Это происходит уже на протяжении 60 с лишним лет. Со знаменитого постановления 1955 года (Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР №1871 от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Считается, что это постановление завершило эпоху советского монументального классицизма в архитектуре. – Авт.). И вдруг прозвучало слово «Россия». Думаю, в будущем еще кого-то отметят. Достойных российских архитекторов много. Я не самый достойный.
– Кого бы вы выделили?
– Можно назвать ряд московских и питерских архитекторов: Никита Явейн, Саша Скокан, Сережа Скуратов, Миша Мамошин, Владимир Плоткин. Пятерых легко назвать, кто находится на высшем мировом уровне. Если будут следующие взгляды в сторону России, их заметят и наградят. Эта премия вручается один раз в три года. Начиная с 1961 года Союз архитекторов регулярно подавал заявки, и каждый раз все мимо. И вот вдруг выстрелило. Думаю, что не в последний раз.
– Как вы относитесь к моментам, когда вашу работу хвалят или, наоборот, критикуют?
– Каждому творческому человеку приятно, когда его хвалят: по загривку гладят или за ушком чешут. Архитекторы не исключение, мы же тоже люди творческие. И когда хвалят, глаза застит от счастья и чувствуешь, что всю правду про тебя говорят. Когда ругают, соответственно, все наоборот: все неверно, волна возмущения накатывает, жить не хочется. Пытаешься предпринять что-то, оправдаться. Потом понимаешь, что этого делать не нужно, и успокаиваешься. И ждешь другой волны – волны похвалы в свой адрес. Я думаю, это у всех творческих людей так. Знаете же, как мучаются художники или киношники? Просто страшно на них смотреть. Поэтому и пьют без перерыва…
– Как вы оцениваете молодое поколение архитекторов? Есть у них хорошие идеи?
– Дело в том, что провал перестроечного, постперестроечного становления сказался абсолютно на всех профессиях, в том числе и у архитекторов. У нас дикий разрыв между нашим поколением и молодыми, которые сейчас начинают работать. Нет этакого среднего звена. По всей стране это случилось. Почему нет хорошего кино? Почему нет хороших молодых живописцев, графиков? Я боюсь говорить о певцах и актерах, но… это случилось. Не произошло последовательной передачи мастерства. Поэтому молодые и ретивые сами пытаются локтями, кулаками место себе расчистить. И думаю, это правильно. Им даже помогать в этом плане сильно не надо – так, слегка поддерживать и чуть-чуть направить. Сами должны пробиться. Как наше поколение само пробивалось, так и они должны. И они уже сейчас говорят на своем архитектурном языке. Этот язык пока не сугубо их – он надерган и с Запада, и с Востока, но разговорятся постепенно, с годами. Будет им не тридцать, а тридцать пять или сорок, например, – они заговорят на своем собственном архитектурном языке. Поэтому на всех молодых архитекторов смотрю с надеждой. Что-то получится. Не может не получиться.
– Что в современной архитектуре вы приветствуете, а что категорически не приемлете?
– Ответ очевиден: не приемлю полный непрофессионализм, который, к сожалению, часто присутствует во всех творческих профессиях. Особенно агрессивный непрофессионализм, когда человек не владеет профессией, но пытается доказать, что он где-то в чем-то прав. Люди разбирающиеся понимают, что с этим человеком вообще нельзя общаться и пускать его в профессию, но, к сожалению, это присутствует. А вот талант, трудолюбие и профессионализм приветствую всячески.
– Сейчас присутствует тренд на экологичность и энергоэффективность. Какой отпечаток это накладывает на архитектурную мысль?
– Наверное, об этом тренде стоит говорить и пытаться внед­рять повсеместно, но это не будет никоим образом влиять на качество самой архитектуры. Это одна из маленьких ее составляющих. Это как канализация, вентиляция, отопление, кондиционирование, хорошие полы и потолки. Это все должно быть, но это все никоим образом не должно превалировать в архитектуре. Когда говорят «зеленая архитектура» и поднимают это на щит, и ходят везде с этим… А потом смотришь, а самой архитектуры-то там и нет. Слово «зеленая» есть, а архитектуры нет. Вот чтобы связка состоялась, надо шаг за шагом это развивать. «Зеленое» или «энергоэффективное» важно внедрять в любой проект, но это не должно становиться самоцелью.
– А вы в своей работе этот элемент учитываете?
– У нас все подземное, поэтому оно все настолько зеленое и настолько энергоэффективное, что об этом и говорить нечего. Или наш красный мост. Наверное, красный мост и есть зеленая архитектура.
– Дома у себя какие-нибудь энергосберегающие технологии используете?
– Я в последнее время практически перестал пользоваться лучинами и свечи прекратил использовать совершенно! Все свои масляные лампы свез на дачу, и они там хранятся в качестве раритетов, а сам закупил сплошь энергоэффективные источники освещения и только ими и пользуюсь… 

Полный текст можно прочитать в № 12 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2017 год