Это Токио

2-pervyy-raz-v-tokio-78Токио – настоящее чудо градостроения. Здесь сверхсовременные небоскребы гармонично уживаются с вековыми парками и древними постройками.

Полет на край Земли
Самолет, выполняющий рейс «Москва – Токио», находится в воздухе без малого половину суток. Уже у стоек регистрации легкое волнение охватывает даже тех, кто обычно переносит полет на самолете абсолютно равнодушно. Осознание факта, что тебя ждет другая сторона Земли, происходит, когда слышишь, сколько стоит «перегруз» багажа: 40 долларов за 1 кг!
Добавляют колорита и соседи по самолету. Японцы в пассажирской суматохе задают особый тон. Их восточные – в лучшем смысле этого слова – манеры видны сразу. Сдержанны и спокойны. Стоит с ними столкнуться взглядом, улыбаются в ответ и кланяются, будто благодарят за что-то. И от этого тебе самому хочется стать лучше и вежливее. Жаль только, непонятно, что они в это время говорят.
Перелет долгий, поэтому кормят несколько раз. Соотечественники поднимают себе настроение всеми способами, включая исконно русский. На их фоне потомки самураев кажутся полумеханическими – никаких эмоций, только спокойствие и выдержка. Эти качества невозможно не заметить и по прибытии в «восточную столицу» – так дословно переводится название главного городастраны восходящего Солнца.
Аэропорт без края. Настолько большой, что похож на город. И все движется, едет, сверкает рекламными огнями. Одним словом, другой мир. Но главные чудеса еще впереди.

Вежливость как образ жизни
Несмотря на строгое выражение лица, японцы весьма приветливы. Впечатление такое, что они боятся помешать вам хоть чем-то, даже своим присутствием.
Иногда может показаться, что их расположенность граничит с заискиванием, но это не так. Перед иностранцами у них нет ни малейшего синдрома «старо­советского» раболепства. Раньше в Советском Союзе для иностранных граждан пытались создать атмосферу полного достатка в валютных магазинах и праздничной жизни в закрытых отелях и ресторанах. В Токио отношение к пожилым японцам из провинции, которые приехали на экскурсию в столицу, куда более трогательное, чем показное советское радушие 70-х. В японских автобусах с возрастными туристами кроме водителя есть три стюардессы. В красивой униформе, в белых перчатках они помогают при выходе из автобуса, объясняют, какие ориентиры их группы для сбора в обратную дорогу, предлагают воду, рассказывают, как будет проходить дальнейшая экскурсия.
Весь персонал, работающий с людьми, невероятно вышколен и доброжелателен. В отеле, где мне довелось проживать, кроме многочисленных служащих за стойкой регистрации, в холле первого этажа всегда дежурили приятные девушки, в обязанности которых входило встречать и провожать лифты. Когда гости спускаются вниз, их встречает одна из дежурных стюардесс – иначе ее не назовешь, и с улыбкой коротко успевает сообщить, с какой стороны находятся рестораны, где магазины, а где выход из отеля. Провожая кабины на подъем, они придерживают двери, чтобы те не могли доставить беспокойство гостям внезапными движениями. Убедившись, что все пассажиры готовы отправиться на свои этажи, девушки отвешивают очередной поклон.
Некоторые элементы японских взаимоотношений русского человека не просто удивляют. Они шокируют! От иных наглядных примеров бывает и грустно: почему у нас не так? На огромном токийском вокзале билеты продает бессчетное количество автоматов. Понять надписи на кнопках приезжему человеку невозможно. Заметив ваше смятение и растерянность, к вам обязательно подойдет сотрудник вокзала и предложит помощь. Он наберет нужную комбинацию в автомате, если вы ему сможете объяснить, до какой станции вы хотите купить билет. При этом он будет неустанно повторять слова благодарности. Или покажет вам, где находится окно с живым продавцом билетов – он здесь тоже есть, специально для пожилых японцев, не подружившихся с чудесами техники, и заезжих иностранцев с запасом английских слов не более пятидесяти.
В скоростных поездах «Шинкансен» после каждой станции в вагон входит контролер. При входе он снимает головной убор, представляется, извиняется за беспокойство и любезно просит приготовить билеты. Но лишь для того, чтобы сверить класс вагона: вдруг перепутал кто! И так после каждой станции.
В поезде нельзя разговаривать по мобильному телефону, так как это может помешать соседям по вагону отдыхать, есть или наслаждаться видом из окна.

Рай для гурмана
Японцы много едят. Ощущение, что свои палочки они из рук не выпускают. Особенно если чего-то ждут: поезд, самолет, автобус, сеанс в кино. Еда продается на каждом углу и в любом виде. Можно есть, присев за столик, стоя рядом с окном выдачи, на ходу, читая новости в телефоне, в дороге. Причем на любом виде транспорта. В Токио раздолье для гурманов. Ресторанов там в десять раз больше, чем в Париже!
Местные жители очень ценят свежесть морепродуктов. За дарами моря они приходят к восьми утра на самый крупный рыбный рынок в мире. Это огромнейший ангар с низким потолком и аскетичными торговыми рядами, на которых в специальных аквариумах плещутся экзотические виды морских обитателей. На рынке можно купить все, что плавает или растет в морских глубинах. Внутренние переулки рынка настолько длинны, что заблудиться там можно запросто. По этим переулочкам снуют курьеры с тележками или на специальных электрических платформах: возят лед, пенопластовые ящики с готовыми заказами, огромных тунцов. На туристов торговцы смотрят скептически, точно зная – эти только для фотографирования ходят, покупать не станут. А как покупать, если содержимое большей части прилавков ты никогда раньше не видел?
Если в Москве японские рестораны благодаря своей экзотике часто используются как места для свиданий, то в Токио самыми романтическими считаются итальянские заведения. Именно туда стоят вечерами очереди из молодых парочек.
В японских забегаловках готовят очень вкусно и у тебя на глазах. Меню небольшое, часто представлено в виде хорошо сделанных муляжей. Когда повар готовит блюдо персонально для тебя, а ты по неопытности или незнанию, сидя в полутора метрах от него, начинаешь есть не по правилам – не тот соус взял, не в той последовательности закладываешь в рот деликатесы – повар обижается. Ворчит, порыкивает гортанно. И показывает, как надо. Но любого японца можно задобрить, сказав два-три слова на его родном языке. Это вызывает у них огромное уважение.

Интеллигентные ­бродяги и другие ­чудеса
Есть и в Токио люди без определенного места жительства. Бродяги. Но уровень их благосостояния по сравнению с нашими много выше. Они прилично одеты и похожи на геологов, отбившихся от экспедиции пару месяцев назад. Слегка засалена одежда, но в наличии добротный спальный мешок, набор гигиенических принадлежностей для утренних процедур. Их эти «геологи» совершают прямо в центральных парках у фонтанчиков с питьевой водой, при этом не мешая гуляющим горожанам и любителям восточных гимнастик.
Туристы спешат посмотреть как можно больше. Самый простой способ передвижения в рамках огромного мегаполиса (а Токио – это даже не город, а «сгусток» районов в одном округе с населением более 30 миллионов человек) – взять такси. Тут и начинается «сеанс открытых ртов» простого российского человека. Такси подзывает ко входу гостиницы специальный человек и, конечно, в белых перчатках. Когда машина подъезжает, не трогайте заднюю дверь – она открывается автоматически, причем на автомобилях любого года выпуска. По команде водителя, который тоже в белых перчатках. Таксисты, как и все люди из сферы обслуживания, здесь не берут чаевые. Отсчитывают сдачу до копеечки. Внутри машины представляют собой передвижной киоск рекламных буклетов. Пластиковая перегородка за спиной водителя – это стеллаж рекламных карточек, дисконтных флаеров и карт города с указанием ресторанов и магазинов.
В магазинах электроники можно найти самые невероятные товары. Как шутят сами японцы, «для нас сделать – не проблема, потом это продать – сложнее». На прилавках расставлены электрические и электронные приборы и удивительные механизмы. Очень много приспособлений для поддержания женской красоты: массажеры, выравниватели, закручиватели, выпрямители и заволнители. На любой вкус. Приятно удивляет, что прямо на полках магазина есть табличка с ценой и флажками. Если на ней есть флаг России, то электропитание адаптировано и инструкция будет на русском языке. Вместе с тем в обычном кафе можно увидеть телевизор родом из 80-х, черный – толстый, с выпуклым экраном. Хозяина заведения это не смущает: показывает и ладно.
Еще поражает количество автоматизированной торговли. На некоторых улицах вереницы автоматов по продаже всякой снеди, напитков и полезных мелочей. На бензоколонках в автоматах можно купить даже суп и множество других продуктов в дорогу: наборы суши, снеки из рыбы, сухарики и чипсы.
Молодые японки невероятно сентиментальны и обожают украшать всякими безделушками блокноты, телефоны, сумки и портфели. Все атрибуты такой персональной дизайнерской мысли тоже можно купить в автоматах. Они чаще установлены в центрах развлечений…

Полный текст можно прочитать в № 7 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2017 год