Вячеслав Шпорт: Мой «дальневосточный гектар» – весь Хабаровский край

1183114Вячеслав Иванович, вы родились в Комсомольске-на-Амуре. Кем мечтали стать в детстве?
– Лучше сказать, с детства. С раннего детства я мечтал о небе и самолетах. Наша большая семья жила в деревянном бараке. И пря­мо за нашим огородом с картошкой был аэродром авиационного завода. Тянуло нас, мальчишек, туда как магнитом. Следили за взлетом «МиГов» и представляли себя за штурвалами боевых машин. Я хотел быть летчиком, мечтал учиться в летном училище. Но денег на дорогу в семье не было. И тогда решил: летать не получится – буду строить самолеты.
Закончил техникум, потом с отличием, без отрыва от производства, – Комсомольский-на-­Амуре политехнический институт. Получил специальность «инженер-механик самолетостроения». По сути, всю сознательную жизнь создавал новую авиационную технику на Комсомольском авиационном производственном объединении им. Юрия Гагарина. Причем всегда стремился к модернизации этого процесса. Отсюда и ряд изобретений и наград. Признан отличником качества авиационной промышленности СССР, почетным авиастроителем оборонной промышленности РФ. Но главное – я всю жизнь занимался любимым делом.
– Сейчас по самолетам не скучаете?
– А я никогда и не отходил от отрасли далеко. Когда меня избрали депутатом Государственной думы Российской Федерации, там я возглавлял депутатское объединение «Авиация и космос». С 2009 года, став губернатором Хабаровского края, занимаюсь вопросами самолетостроения в регионе несколько в другом качестве. Надо понимать, что наш край – промышленный, авиа- и судостроение – градообразующие отрасли не только Комсомольска-на-Амуре, но и всего региона, а авиационный завод им. Гагарина – флагман отечественного самолетостроения. Когда-то завод выпускал один самолет в день! Двадцать рабочих дней – двадцать самолетов! Многие в это не верят. Были и сложные времена, но сегодня авиапредприятие уверенно набирает обороты, базируясь на новейших технологиях.
– Быть руководителем крупного промышленного предприятия или руководителем региона – что легче, а что интереснее?
– Знаете, в июне нынешнего года мой родной город отметит свое 85-летие. Журналисты решили издать книгу под названием «110 фактов о Комсомольске-на-­Амуре», в которой сами жители рассказывают о судьбоносных, значимых событиях города. Предложили и мне принять участие. И когда я стал отбирать в своей памяти такие события, то сразу набралось их три – разных по времени, но единых по сути: достоинство прожитого измеряется не количеством лет, а достигнутым и созданным людьми.
В 1999 году авиационный завод был на грани выживания. Все шло к тому, чтобы предприятие было акционировано и ликвидирована его самостоятельность. Я на тот момент был уже депутатом Госдумы РФ от Комсомольского избирательного округа. На завод прибыл председатель Правительства РФ Владимир Владимирович Путин, и мы не стесняясь показали ему все как есть: что, несмотря на непростые времена, начали техническое перевооружение, сохранили сильный кадровый потенциал. Встав у руля страны, президент В.В. Путин отменил прежний указ об акционировании и поддержал программу обновления предприятия. Авиационное объединение вошло в холдинг «Сухой», а вскоре именно нам, авиастроителям-гагаринцам, было доверено строить пассажирский самолет «Супер­джет-100».
В апреле текущего года в Комсомольске-на-Амуре совершил первый полет уже 130-й по счету «Сухой Суперджет 100». Авиастроители добились скорости сборки: «неделя – один SSJ-100». В планах на этот год выпустить 39 машин, и это будет наивысшим пилотажем наших авиастроителей за несколько десятилетий.
В 2009 году я уже работал заместителем председателя правительства Хабаровского края – министром промышленности, транспорта и связи. В ходе рабочего визита в Хабаровский край премьер-министр В.В. Путин принял исторические решения по производственной загрузке и финансовому оздоровлению Амурского судостроительного завода и «Амурметалла». Получили весомую поддержку и авиастроители-гагаринцы. Для почти десяти тысяч высококлассных специалистов, их семей да и всего города открылось «второе дыхание».
В 2015 году впервые в истории в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации президент страны сделал акцент на муниципальном городе – на нашем Комсомольске-на-Амуре! Город с легендарной историей и высокотехнологичной промышленностью должен стать динамичным промышленным центром всего Дальнего Востока, комфортным для жизни и труда. Мало того, президентское внимание подкреплено делом: более 60 млрд рублей федерального бюджета будут направлены на социально-экономическое развитие города юности. Убежден: мы оправдаем доверие президента страны.
– Одной из важнейших задач, поставленных президентом России, является переселение граждан из аварийного жилья. Насколько успешно эта программа реализуется в вашем регионе?
– Помните, с чего мы начали наш разговор? Я рассказывал вам о своем родном городе. Комсомольск-на-Амуре моего детства был городом построек барачного типа. Это все объяснимо, ведь первостроители решали задачи индустриализации страны и строили в первую очередь заводы. Жили в палатках, прямо в цехах, строили на скорую руку временное жилье. Зато менее чем за два года работы выдали первый самолет, менее чем за четыре года – подводную лодку.
Конечно же, мы всецело подключились к решению прези­дентской задачи по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Этот вопрос актуален по всему краю. Так, с 2011 года при поддержке федерального Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства нам удалось в 12 муниципальных образованиях края построить 46 малоэтажных домов и переселить в новое жилье около трех тысяч жителей. Ликвидировано более 180 деревянных бараков!
Кроме строительства, для 350 жителей г. Советская Гавань и г. Николаевск-на-Амуре приобретено более 80 жилых помещений. И до сентября текущего года будет построено еще шесть малоэтажных домов для 320 человек.
Общая стоимость программных мероприятий с 2011-го по 2017 год составила более 2,3 млрд рублей, из них средства Фонда содействия реформированию ЖКХ составили около половины. И я думаю, то, что край вошел в двадцатку лучших субъектов по переселению граждан из ветхого аварийного жилья, а в общероссийском рейтинге поднялся на 14 место, – результат нашей плодотворной работы с Фондом содействия реформированию ЖКХ. К сентябрю на территории края должен быть ликвидирован аварийный жилищный фонд, признанный таковым до 1 января 2012 года. И мы работаем над тем, чтобы эту работу продолжить.
– Какие вопросы, связанные с комфортным проживанием граждан, являются сегодня наиболее актуальными для региона и что делается для их решения?
– Вся наша работа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, проведению капитального ремонта многоквартирных домов, модернизации коммунальной инфраструктуры нацелена на самое главное – ­создание комфортных условий проживания. И как следствие, закрепление населения на Дальнем Востоке, в Хабаровском крае. Чтобы здесь хотелось жить и работать, чтобы молодежь связывала свое будущее с родным краем, чтобы к нам сюда ехали учиться, работать со всех регионов страны…

  Полный текст можно прочитать в № 6 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2017 год