01.10.2016

Эта прекрасная Барселона

Стоило рухнуть желез­ному занавесу, как наши граждане, подлатав прохудившиеся в экономических перипетиях карманы, ринулись осваивать все части света. Среди городов, так полюбившихся россиянам, оказалась Барселона.
Что так привлекает людей в этом городе? Необычная архитектура Гауди или блистательные футбольные матчи? Книги Карлоса Сафона или гастрономические пристрастия?
Чтобы понять, почему этот город побил все рекорды посещаемости, заглянем в историю.

Close up view of Park Guell in Barcelona

«Притаившийся в полумраке фасад охраняли два каменных дракона,
а остановившие время газовые фонари берегли воспоминания о прошлом».
(Карлос Сафон,
испанский писатель, «Тень ветра»)

Притоны нищих, кладбища, заброшенные дома, огромные соборы, виллы аристократов – такой показал миру Барселону в конце XX века Карлос Сафон. Мэтр литературной мистики не претендует на лавры реалиста, а его знаменитые романы с Барселоной в качестве главной героини только добавили интереса к книгам.
Ученые иначе видят город и историю его развития. Варварские побоища древности и средневековые битвы за обладание куском благословенного побережья обернулись в Каталонии взрывным развитием промышленности и торговли. Жить в пределах крепостных стен Барселона стала не в состоянии. На плечах технического прогресса в город врываются железная дорога и паровые станки. Рушатся традиционные предубеждения и политические запреты, а вместе с ними и границы старой крепости. К середине XIX столетия наступает осознание необходимости системных и масштабных перемен в организации городской жизни. Но как снять нагрузку с центра города, привыкшего существовать как крепость, в условиях многовековой, не прекращающейся осады?

Революция имени Серды
Чтобы придать городу современный облик, нужны были три вещи – политическая воля, адекватный стратегический план и уникальная архитектура. Воли каталонцам было не занимать, но сначала все-таки появился план. Автором революционных идей стал инженер Идельфонсо Серда. В 1855 году он обследовал окрестности Барселоны и предложил, на первый взгляд, наиболее простой подход к развитию города.
Это квартальная застройка признана сегодня самой оптимальной. Она разбивает город на мелкие единицы, содержащие собственные элементы социальной инфраструктуры. Но полтора века назад это было не очевидно. План был отвергнут правительством Каталонии, и только вмешательство короля помогло утвердить кажущиеся чересчур смелыми идеи. Так в Барселоне возникла сложная решетчатая структура с кварталами и маленькими площадями на каждом перекрестке. Более того, Серда срезал все углы квартальных квадратов и площадей. Благодаря этому повороты стали более гладкими. Помимо полученных эстетических преимуществ, была сильно облегчена жизнь извозчиков конных упряжек и водителей трамваев. Стоит ли говорить, что водители современного автотранспорта также не в обиде на сеньора Серда.
Не менее остроумно Серда разрешил и проблему быстрого перемещения по предлагаемому пространству. Транзитный «бросок» через Барселону можно осуществить по двум диагональным бульварам, образующим букву V по отношению к центральной магистрали.
Компоновка кварталов позволила закрыть дворы и открыть площади. Внутри кварталов царит семейный уют, доброе соседство: тихая частная жизнь. На площадях – общественное пространство, там гуляют и общаются. В каждом городском квартале непосредственно к жилью примыкают небольшие сады и парки.
Помимо лавров градостроителя и авторства понятия «урбанизация» Идельфонсо Серда заработал репутацию социалиста. Он практически разрушил земельный уклад каталонской столицы, лишив доходов значительную часть спекулянтов недвижимостью. Конечно же, он был не социалистом, а, как сказали бы сегодня, рационально мыслящим технократом. Однако спустя сто лет задуманные им преобразования были продолжены именно социалистами, пришедшими к власти в Испании в конце 70-х годов XX века.

Волшебник Гауди
«Архитектура – это упорядочение света».
(Антонио Гауди, испанский архитектор)
Следующим условием успешного градостроительства называют архитектуру. Своего архитектора Барселона узнала спустя семь лет после смерти великого стратега Серда. Антонио Гауди возвел свое первое творение в 1883 году. В Барселоне с его именем связаны 12 архитектурных произведений. Большинство из них мировая общественность относит к шедеврам. Если Серда создал прекрасно функционирующую систему, то маэстро Гауди поистине определил облик Барселоны. Крайне неудачное начало сотрудничества архитектора с муниципалитетом не помешало прийти к посмертному триумфу. В его арсенале дворцы и школа, усадьба и склады. К примеру, многоквартирный большой дом Каса Мила со всеми удобствами, гаражами, горячей водой.
Не всякому, даже очень известному мастеру, удалось стать автором символа того или иного города. Лицом Барселоны стал Искупительный храм Святого Семейства (Expiatori de la Sagrada Família). Именно его вы найдете на обложке туристического путеводителя или рекламного проспекта. Побывать в Барселоне и не увидеть этот храм – это все равно как зайти в Лувр и пройти мимо таинственной улыбки Джоконды.
Преобразования Барселоны продолжились в канун Олимпиады, когда власти сменили дискурс в отношении городской среды. Понимая, что приток гостей и туристов будет иметь строгую направленность к центру города, они приняли превентивные меры. На периферии было образовано несколько «культурных эпицентров». Собственно, ничего не надо было создавать. Децентрализующую роль сыграли исторические объекты. Оставалось окружить их пространством сервиса и атмосферой комфорта. Что и было сделано. Далеко не самый крупный город мира блестяще справился с этой задачей. Олимпиада не только преобразила Барселону, но и обеспечила город рекламой по всей планете. После окончания спортивных состязаний туристический бизнес стал отраслью экономики города, принимая ежегодно более 20 миллионов человек…

Полный текст можно прочитать в № 10 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2016 год