13.03.2018

Самый нежный управдом

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Ольга Бирюкова по профессии социальный работник, а по призванию – председатель совета жильцов одного из многоквартирных домов Астрахани. Глядя на эту хрупкую девушку, сложно представить, что она может навести порядок в девятиэтажном кирпичном многоквартирном доме, где в 123 квартирах проживают более 250 человек. Вот и соседи Ольги первое время не могли в это поверить.

«Ураган внутри меня вырвался наружу»
– Когда вы в себе открыли способность управлять многоквартирным домом?
– У нас дом 1992 года постройки – в принципе, не такой уж и старый. Но состояние у него было, конечно, убитое: текла кровля, канализация затапливала подвал.
– На чьем он балансе?
– Он до сих пор числится на балансе Астраханского государственного архитектурно-строительного университета. Федеральная собственность. По документам дом находится в оперативном управлении. Платили мы за содержание и ремонт нашего жилья непосредственно в вуз, но найти ответственных там было сложно. И вот однажды один профессор подошел ко мне и спросил: «Оля, как ты посмотришь на то, чтобы взять управление нашим домом в свои руки?»
– Что за профессор?
– Профессор Зайцев, очень уважаемый в нашем доме человек.
– Почему он подошел именно к вам?
– У нас во дворе десять лет не было нормальной детской площадки. Я как раз находилась в декретном отпуске после рождения второго сына и решила это дело исправить. Начала ходить, просить и робко требовать. В конце концов с огромными усилиями я добилась, что нам во двор поставили детскую площадку. Это был невероятный подарок для всей нашей детворы. Вот тогда профессор Зайцев, видимо, и разглядел во мне этот потенциал и выдвинул мою кандидатуру на должность председателя совета нашего многоквартирного дома.
– Представляю, что творилось на собрании жильцов…
– Да, это было что-то… Когда я пришла на то собрание, конечно, меня никто всерьез воспринимать не собирался. Говорили: «Как можно девочке доверить целый дом? Что она с этим домом сделает?». Было очень много негодования и протестов. Я молча сидела в сторонке и старалась вести себя очень тихо, но потом моя натура взяла надо мной верх.
– И что вы сделали?
– Ураган, который бушевал внутри меня, вырвался наружу. Я пообещала, что если меня жильцы выберут, то я все устрою и организую, починю и отремонтирую, в общем, наведу порядок в доме. Я сразу всех предупредила, что бы они были готовы спускаться со мной в подвал и лезть на крышу – смотреть, что сделано.
– Поверили?
– Да, но отношение ко мне как к неразумной девочке сохранялось еще где-то полтора года. И это меня очень задевало. Какая я им девочка, когда я лучше любого мужчины в нашем доме разбираюсь в системе отопления и знаю о кровле больше, чем все жильцы вместе взятые?!

«В помещениях было +15…+16 градусов»
– У вас действительно был план действий?
– Конечно, был план. Но наш дом оказался в более плачевном состоянии, чем я думала. В доме было очень холодно, и я поставила себе цель поменять тепловой узел. Сейчас у меня «на обратке» стоит насос, который делает принудительную циркуляцию.
– Вам кто-то подсказал этот ход с заменой элеваторной системы на насосную?
– Сама к этому пришла. Сначала я очень долго экспериментировала с нашим элеваторным узлом, пытаясь найти оптимальное решение. Но что бы я ни делала, ничего не получалось. Многие собственники увеличили жилую площадь за счет остекления балконов и лоджий, циркуляция теплоносителя замедлилась, температура в квартирах стала понижаться. У нас в помещениях было +15…+16 градусов. Не очень комфортно для жизни, правда?
– Я бы сказал, очень некомфортно.
– И даже небезопасно для проживания в многоквартирном доме. Особенно для детей.
– А сколько сейчас?
– А сейчас у нас все прекрасно. Ходим по полу босиком. Мне уже пришла в голову идея, как использовать эти излишки тепла, которые у нас есть. Обязательно в будущем это реализую.
– Вы еще что-то говорили про кровлю.
– Это была моя вторая большая проблема. Крыша постоянно протекала. Когда шел дождь, я практически не спала. Бегала по чердаку с огромными кусками полиэтилена – знаете, такие от холодильников, и вместе с еще одной соседкой – тетей Надей – расстилала их. И это был бесконечный процесс. Поэтому мне надо было как можно быстрее накопить деньги на капитальный ремонт кровли. А как это сделать? Экономила везде, где только могла. Например, в первое время, если в доме происходили какие-то аварийные ситуации, пыталась договариваться со слесарями соседних домов.
– С помощью «жидкой валюты»?
– Иногда и с ее помощью. А бывало, к ним прибежишь, а «жидкая валюта» у них уже внутри. А у слесарей еще такой своеобразный язык… Стоишь перед ними и ничего не понимаешь, что они тебе говорят. И вот тогда я взяла в руки большой разводной ключ и занялась этим процессом сама.
– И какие у вас были в этот момент ощущения?
– Я была очень горда собой. Вот таким образом приблизительно за восемь месяцев я смогла собрать достаточно средств для ремонта крыши. А еще я договорилась с кровельщиками – часть суммы выплатила в рассрочку. В общем, кровлю мы починили…

Полный текст можно прочитать в № 3 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2018 год