12.12.2018

Роберт Уразов: профессиональное образование нужно системно пересобрать

44623278855_7ac10410d4_k– Роберт Наилевич, вы возглавляете движение WorldSkills Russia, которое огромными темпами набирает обороты в нашей стране. Более того, все более заметным становится его воздействие на институты профессионального образования. То, что Россия выиграла право на проведение мирового чемпионата WorldSkills Competition в 2019 году в Казани, только подогревает интерес к вашей работе. А кем вы сами мечтали стать в детстве?
– Первое осознанное желание получить определенную профессию у меня появилось в восьмом классе. Я мечтал стать врачом. Меня всерьез интересовала медицина, биология, анатомия – вплоть до того, что я по собственной инициативе ходил в «анатомичку» в Казанском медицинском университете, где работала моя мама. Но 90-е годы были не самым лучшим временем для медицины. Родители посчитали правильным, чтобы я пошел на модное тогда направление экономической деятельности. Благо у меня было достаточно побед в различных олимпиадах, что автоматически и обеспечило поступление в университет. В те времена – а это был 1996 год – не только молодым, но порой и взрослым было непросто разобраться в стремительно меняющихся реалиях жизни. Далеко не все тогда были способны до конца осознать, в каком мире они находятся. Повсюду «играли» на акциях, и те, кто этим занимался, неплохо зарабатывал. С точки зрения рынка это было интересно, но в университете этому тогда не учили. Помимо медицины, мне нравилось заниматься физикой, особенно квантовой. Но придя на физфак университета, я понял, что не мое. При этом мои друзья, с которыми вместе росли, закончив факультет, сделали неплохие карьеры в сфере IT.
Если проанализировать, какие знания мне пригодились после окончания экономического факультета КГУ, то можно назвать две вещи: владение Excel с умением программировать макросы, и второе – это коммуникации. У нас были отличные курсы ораторского искусства.

«Важно создавать образовательные среды, а не образовательные точки»
– Татарстан всегда был отличной кузницей кадров – представители республики работают по всей стране, включая федеральные органы власти. В чем, на ваш взгляд, кроется секрет успешной подготовки профессионалов? Как вырастить эффективных сотрудников?
– Когда я переходил работать в Минвостокразвития России, то пытался предложить трудовую модель работы с человеческим капиталом, основанную на опыте Республики Татарстан. На что мне Юрий Петрович Трутнев резонно ответил: «Роберт, это все хорошо, но чтобы внедрить такую модель, придется перевезти сюда самих татар». Шутки шутками, но я считаю, что успех подготовки управленческих кадров Татарстана прежде всего связан с тем, что и первый президент республики Минтимер Шарипович Шаймиев, и нынешний президент Рустам Нургалиевич Минниханов смогли, что называется, «оседлать» национальную энергию. Причем речь не о нации по крови, а нации по месту жительства. Звучит курьезно, но когда мы с ребятами приезжали в Москву, нас всех – и русских, и чувашей, и марийцев – все равно называли татарами. Исходя только из того, что мы приехали из Казани. Вот это желание стать лучшим, направить энергию не в деструктивное русло конфликтов, а в конструктив, – и есть главное достижение той школы, которая создана в Татарстане. Современное образование постепенно приходит к пониманию этого: не инструменты образования предопределяют качество подготовки, а среда. Важно создавать образовательные среды, а не образовательные точки. Республика Татарстан – это огромная образовательная среда, которая способна обучать людей управленческим видам деятельности. И прежде всего, кстати, государственному управлению. Нельзя сказать, что для других видов деятельности эта школа так же полезна. Но в целом, конечно, тот подход и те масштабные, амбициозные задачи, которые сегодня ставятся в республике, заставляют выбиваться вперед наиболее способных. А других задач, кроме как достичь лидерства, Татарстан не ставил. Это вдохновляет и мотивирует.
– Вы много стажировались за рубежом, например в Германии и Великобритании. В чем отличие российской системы образования от западной и что нам не мешало бы перенять?
– Давайте начнем с главного – с разрушения мифов. Если вы думаете, что где-то трава зеленее, то ничего подобного. Есть, конечно, отдельные элементы, которые необходимо заимствовать, но если речь идет о базисе, то везде правило одно: если ты способен что-либо делать лучше, чем другие, то никаких границ нет.
В первое время за границей поражает, что люди ставят себе краткосрочные задачи. Мы же традиционно стараемся замахнуться лет этак на десять вперед. Лично для меня было полезно научиться совмещать амбициозные задачи с короткими сроками, при этом их соизмерять. Допустим, вы ставите задачу спортсмену поднять штангу в 100 кг, а в перспективе хотите, чтобы он побил рекорд в 150 кг. Самое глупое, что вы можете сказать ему, это «а давай ты выйдешь и попробуешь взять вес 300 кг?». Способность соблюдать баланс – это действительно очень важно.
Еще в их системе подготовки меня всегда вдохновляло превосходство содержания над формой. Ключевое звено в системе подготовки кадров – это человек, который является носителем знаний, либо организует этих носителей. И там нет большой разницы между ректором и преподавателем. Способность руководителя не тратить время на демонстрацию своего статуса, а быть главным по содействию в работе – вот что меня всегда впечатляло. Мне кажется, именно этому мы и должны у них учиться. Не первое лицо организации определяет ее успехи, а все люди, которые в ней трудятся. Не руководитель – звезда, а целая команда звезд.
– Такие же принципы, видимо, действуют в WorldSkills Russia?
– По крайней мере, мы стараемся это делать. Наш девиз: «Делай мир лучше силой своего мастерства!».

«Короче, быстрее, лучше»
– Кстати, о мастерстве. Мне посчастливилось побывать на чемпионате мира по проф­мастерству WorldSkills 2017 в Абу-Даби, где наша сборная заняла первое место в общекомандном зачете. Масштаб такого рода мероприятий впечатляет. Чемпионаты открывают новые горизонты для тех, кто стремится стать лучшим в профессиональном плане. Участие в международных соревнованиях приводит к внед­рению современных технологий и методик преподавания в системе профессионального образования. Расскажите о дальнейших планах и направлениях работы движения WorldSkills Russia.
– WorldSkills Russia – это живой организм; организация, для которой главный капитал – люди, способные поддерживать и развивать идеи. Прежде всего это те, кто является профессионалами своего дела. Это эксперты, носители практик, мастера производственного обучения, представители компаний-партнеров, внедряющих современные технологии, и многие-многие другие. И еще это нечто такое, что сложно объяснить: почему, например, разные люди, оказавшиеся в ситуации коллективного взаимодействия, вдруг выдают такие невероятные результаты? Основная деятельность WorldSkills Russia – создание продуктов, основанных на этом сплоченном профессиональном сообществе. Для нас сегодня критически важно удерживать сбалансированное количество продуктов. Некоторые направления деятельности вводить еще рано, поскольку мы пока не способны обеспечить их массовое внедрение. Сегодня мы делаем только то, на что хватает мощностей – в первую очередь это проведение демонстрационных экзаменов и обучение преподавателей. С того момента, как мастеров и преподавателей станет больше, можно будет обновлять стандарты, обеспечивать массовую подготовку кадров и т.д. Для меня самое страшное, что может про­изойти: вдруг мы забудем о стандартах качества и начнем гнаться за количеством проектов. Как девять женщин неспособны всего за месяц выносить и родить одного ребенка, так и организация, основанная на органическом росте, не может кардинально быстро вырасти, не пройдя фазу резкого снижения качества.
Если говорить о ближайших планах, то очевидно, что Союз WorldSkills Russia будет участвовать в национальном проекте «Молодые профессионалы», главная задача которого – системно пересобрать профессиональное образование. Почему пересобрать? Важно, чтобы люди, которые работают сейчас в среднем профобразования, получили все необходимые возможности и мотивацию готовить ребят лучше: на более эффективных технологиях, в более удобном формате. «Короче, быстрее, лучше».
Также мы будем продолжать международную ветку. Раньше много проектов заимствовали за рубежом, перенимали лучший опыт, например первые стандарты компетенций брали из WorldSkills International. Сейчас мы постепенно начинаем это отдавать, в том числе в абсолютно уникальных формах. Тот же самый демонстрационный экзамен мы сейчас, скажем так, «промоу­тируем» во всем мире, чтобы создавать глобальную рамку квалификаций для рабочих и инженеров.
Сегодня мы проводим серьезные эксперименты в сфере высшего образования. По стандартам «Ворлдскиллс» в России соревнуется уже 161 университет. Мы освоили первый шаг: научили университеты проводить конкурсы для прикладных видов деятельности – теперь нужно пойти дальше и не останавливаться на полпути, необходимо, чтобы в этих стандартах появилась конструкторская деятельность, а не шло повторение определенных инструкций. Должна быть заложена способность создать новые виды деятельности. Безусловно, та система, которая уже сейчас исправно работает, – это система обучения преподавателей. У нас есть академия, которая живет по принципу обучения через лучшие практики. Мы фактически каждый год через систему чемпионатов, экзаменов маркируем нашу страну на две сети: первая сеть – люди, которые владеют какими-то технологиями, – лучшие сварщики, лучшие кондитеры. Вторая часть – это, соответственно, площадки. Соединяя эти два элемента, мы учим преподавателей на специально подготовленных местах.

«Нужно разрабатывать образовательные траектории для каждого человека индивидуально»
Еще один глобальный, системообразующий проект – «Центр опережающей подготовки». Наше сегодняшнее образование очень напоминает трамвай: вы едете по заранее проложенным рельсам по определенным маршрутам, которых, к примеру, 500 (ведь если говорить про среднее профессиональное образование, существует 500 ФГОСов, если брать высшее образование, их чуть больше). Ключевым в этой аналогии является то, что ваш личный образовательный маршрут определяет кто-то другой. Даже не водитель трамвая, который им управляет – кто-то другой решил так, а не иначе «проложить рельсы». А на самом деле образовательные траектории, траектории подготовки человека-профессионала, больше должны быть похожи на маршруты такси. Вы должны сами определять, как из точки А попасть в точку Б. Чего не хватает, так это навигации. И мы хотим дополнить образование новой важной функцией с помощью «Центра опережающей подготовки». Если раньше стандарты писали методисты и их разработки пересматривались один раз в 5–7 лет, то для нашего времени это бесконечно долго. Сегодняшние реалии мира заключаются в том, что нужно разрабатывать образовательные траектории «здесь и сейчас», для каждого человека индивидуально.
– Вспоминается научно-фантастическая повесть «Профессия» Айзека Азимова про образование будущего: людям записывали в мозг знания с помощью специальной машины и обучающих лент, но только все эти программы обучения давным-давно устарели.
– Чтобы описанное Азимовым суровое будущее никогда не стало нашей реальностью, необходимо принимать меры уже сейчас. И цифровые технологии позволяют это сделать. Нам бы хотелось, чтобы «Центры опережающей подготовки» были связаны между собой единой сетью. Также мы видим необходимость создания новой IT-платформы, позволяющей генерировать бесконечное множество тех самых «маршрутов такси». Представьте, что для работы в ЖКХ требуется электрик, у которого есть еще и навыки сварщика, и чтобы у него к тому же были хорошие манеры, чтобы он умел создавать о себе положительное впечатление, быть хоспителити-менеджером для своего дома, подъезда и т.д. Если вы пойдете классическим путем, то будете разрабатывать ФГОС, затем утверждать, собирать его и т.д., но потом выяснится, что в ходе эксплуатации здания нужны еще навыки программирования, 3D-печати, и прочее, и прочее… То, о чем я говорю, случается каждый день – слишком уж стремительно развиваются сегодня технологии, появляется много новых требований к специалистам. А инструментов, позволяющих решить проблему с обучением таких «комплексных» специалистов, мы, к сожалению, пока не имеем. Создание такого инструментария является сейчас нашей ключевой задачей. Фактически это и будет определять конкурентоспособность системы российской профессиональной подготовки в мировом пространстве.

«ЖКХ нужны профессионалы»
– Недавно вы подписали соглашение о партнерстве с госкорпорацией – Фондом ЖКХ. Как считаете, насколько это важно для развития отрасли?
– В чем мы видим перспективы этого соглашения? Первая лежит на поверхности – это содействие в трудоустройстве тех ребят, которые уже доказали свой профессионализм на практике в рамках уже существующих в WorldSkills компетенций: ландшафтный дизайн, сантехника и отопление, электромонтаж. У нас есть много талантливых ребят, которые уже сегодня могут принести пользу системе ЖКХ.
Второе направление работы, и оно очень важное, – создание новых компетенций. Об этом говорил специальный представитель президента РФ по цифровому и технологическому развитию Дмитрий Песков на чемпионате WorldSkills Hi-Tech 2018: в ближайшие годы в урбанистике появятся массовые рынки занятости. Одним из таких ключевых рынков станет деятельность по улучшению жилищных пространств, повышению комфорта проживания граждан. Безусловно, у нас нет волшебной палочки или какой-то машины, которая позволяла бы все сделать мгновенно. Для этого нужны квалифицированные специалисты, способные решать задачи. Условно говоря, не просто консьерж, чья функция – впускать и выпускать жильцов из подъезда, а люди, способные понимать, как устроен дом, какие современные технологии есть на рынке, разбирающиеся в вопросах энергобезопасности и просто элементарной безопасности. Ведь бывает, что человек вроде бы неплохо разбирается в технике безопасности, но абсолютно не компетентен в вопросах комфортного проживания граждан. И создание такого профессионала – у которого, скажем так, активно работают и левое, и правое полушария одновременно, человека, который, с одной стороны, имеет инженерное образование, а с другой – хорошо умеет работать с людьми – это действительно интересная задача. Надо понимать, что современные многоквартирные дома – это высокотехнологичные здания, которые требуют грамотного обслуживания. И конечно, для этого нужны профессионалы, способные это делать. И мы надеемся, что такие люди в ближайшее время сначала появятся на чемпионатах, а потом и по всей стране. Подписание соглашения с Фондом ЖКХ должно поспособствовать этому. Это в значительной степени повысит качество проживания жителей в многоквартирных домах, снизит издержки и затраты, которые несут граждане по эксплуатации жилищного фонда. Что греха таить, те платежи, которые вносит сейчас население, не всегда соответствуют качеству предоставляемых услуг, несмотря на рост тарифов. Зачастую это связано с недобросовестной работой персонала. Подготовка квалифицированных кадров для сферы ЖКХ – главная задача, которую мы будем решать вместе с Фондом ЖКХ.

«То, чему вас обучили пять лет назад, сейчас может быть бесполезно»
– На чемпионате WorldSkills Hi-Tech 2018 в Екатеринбурге пленарное заседание было посвящено вопросам переподготовки людей «серебряного» возраста. Расскажите о деятельности WorldSkills Russia в этом направлении.
– Инициатива проведения чемпионатов для людей старшего возраста существовала и раньше, тем не менее большинство людей до сих пор считают, что мы нацелены только на молодежь. Но по факту чемпионаты, которые проводятся нашими компаниями, не имеют возрастных ограничений. Вот простой пример – победителем чемпионата «Росатома» по стандартам WorldSkills Russia стал 60-летний мужчина. Отсюда, соответственно, появилась идея провести чемпионаты для взрослых в более масштабном ключе. Эта инициатива получила широкую поддержку со стороны Москвы – в столице много программ посвящено вопросам переподготовки людей «серебряного» возраста. Первый такой чемпионат был проведен в Технограде – на современной площадке обучения взрослых граждан, оформленной по стандартам мирового движения WorldSkills. Когда мы впервые объявили об этом конкурсе, фрезеровщиков удалось найти за 30 минут. А найти участников по другим компетенциям – например, сервисного блока, было не так просто. В результате и эксперты, и наши партнеры приобрели неоценимый опыт.
Первое: мы убедились, что отсутствует прямая зависимость между возрастом и профессионализмом. Профессионализм у человека либо есть, либо его нет. Понятно, что есть нюансы, так как все люди разные. Естественно, что-то получается лучше, что-то хуже. У взрослых, например, гораздо лучше получалось читать инструкции. То есть подтвердилось традиционное мнение о молодых людях, что они не любят много читать и сначала делают, а потом думают. Функция планирования деятельности, видимо, связана с возрастными особенностями организма, когда дети скорее хотят доказать, что они самые умные, и забывают о том, что неплохо было бы сначала спланировать свою деятельность. У взрослых такого в принципе не было. При проведении чемпионата мы также отметили, насколько слабо в нашей стране развит сервисный блок. Это во многом связано с психологическими ограничениями (наша экономика и идеология труда состояла в том, что лучше работать было в промышленности, а не в сервисном блоке), а также с наличием определенной тенденции у работодателей, которые не всегда берут, к примеру, на стойку ресепшен человека в возрасте, даже несмотря на то, что он профессионал. Работодатель исходит из того, что это работа для молодых.
И второе: как показала практика, многие взрослые люди самостоятельно не занимаются своей переподготовкой и обучением. Это подтверждается и цифрами опросов – лишь одна десятая часть взрослого населения регулярно учится новому. На пленарном заседании чемпионата WorldSkills Hi-Tech 2018 прозвучала одна интересная фраза от электромонтажника: «Одно из главных свойств человека в современном мире – это способность что-то забыть и научиться заново». Может, это звучит несколько абсурдно, но многие технологические решения, существовавшие до настоящего момента, с появлением новых технологий должны быть полностью обновлены. А это приводит к необходимости переобучения.
Но тут еще одна проблема. Вот простой пример: практически невозможно обучить токаря, который работает на станке без ЧПУ, работе со станками с ЧПУ. Гораздо проще обучить этому программиста из отдела ИСУ, к примеру. Всплывают те самые ограничения, когда нужно забыть ручные навыки и получить новые когнитивные. То же самое во многих других отраслях. Возьмем, к примеру, поваров, стандартная подготовка которых буквально десять лет назад состояла в том, что человека учили работать по большой поварской книге. Сейчас ключевая задача – умение самому эту поварскую книгу написать, потому что процесс изготовления становится проще и автоматизированнее. Эти глобальные сдвиги и вынуждают большинство стран мира убеждаться в том, что взрослое население все же надо учить. В нашей стране уже в следующем году при поддержке Минтруда России планируется проведение переквалификации порядка 25 тысячи человек в возрасте 50+ по стандартам и технологиям WorldSkills. Это отличная возможность, с одной стороны, дать современный импульс, а с другой стороны – восполнить пробел, существующий у нас как в практической, так и в теоретической школе. Сегодня в России нет адекватных решений по переквалификации специалиста из одной профессии в другую. Или как внутри его профессии сделать так, чтобы он стал более успешен. Не решен даже простой вопрос: как мотивировать человека учиться чему-то новому. Надеемся, что в 2019 году мы найдем ответы на все эти вопросы.
– Насколько остро стоит сегодня проблема переобучения людей «серебряного» возраста?
– В 50 лет человек еще даже не пенсионер. Проблема переобучения тут такая же острая, как и для тридцатилетних. То, чему вас обучили пять лет назад, сейчас может быть уже бесполезно – например, если это финансовое образование. Если вы всерьез собираетесь работать с инвестициями в новые инструменты, но не понимаете, как устроены криптоплатежи и почему те или иные технологии в ближайшей перспективе будут бесполезны, вы не сможете заработать.

«Успех – это значит успеть»
– На мой взгляд, лучше всего сейчас складывается ситуация с подготовкой кадров для высокотехнологичных отраслей экономики, где постоянное обучение персонала – естественное состояние организации. Надеюсь, что с развитием движения WorldSkills в нашей стране повысится уровень квалификации работников ЖКХ, и обязательное повышение их квалификации станет такой же нормой, как, например, для сотрудников IT-компаний. Какими достижениями Союза вы особенно гордитесь?
– Достижения все же зависят от возраста. Двухлетний ребенок гордится тем, что самостоятельно держит ложку, а для пятилетнего этого будет уже недостаточно. Так и в нашем движении: на момент моего прихода в Союз WorldSkills в конце 2014-го – начале 2015 года было критически важно, чтобы хотя бы 40 регионов страны приняли участие в чемпионате. А уже к концу 2015 года таких регионов было 65, и мы были невероятно счастливы! При этом появились компании-партнеры, новые направления работы: юниорская ветка и абсолютно новое направление, которое звучит сейчас как future skills. В то же время мы провели соревнования по видам деятельности, которые в России не были распространены, например реверсивный инжиниринг или промышленная робототехника. И мы этим очень гордились. В 2016 году получили свои первые медали (включая две золотые) на международном чемпионате в Гетеборге. В то время казалось, что мы наконец-то дотянулись до звезд. Но дальше – больше: запустили большой проект по переобучению 700 мастеров производственного обучения современным технологиям – от мехатроники до сварочного производства. Тогда, кстати, мы впервые осознали всю глубину проблемы: оказалось, что у 90% наших мастеров производственного обучения просто нет электронной почты. Ситуация была удручающая: вы всерьез рассчитываете сделать рывок и ждете, что колледжи начнут готовить суперкадры, а у вас нет элементарной возможности обратной связи!
Если вспомнить 2017 год, то одним из ярких событий стало массовое внедрение демонстрационного экзамена. Мы предложили востребованный инструмент, позволяющий проверить квалификацию специалистов как на среднем уровне, так и в большой массе. Наше движение не просто позволяет выделить одного способного человека из группы, чтобы его потом показали по телевидению и губернатор пожал ему руку. Союз является действенным инструментом, меняющим подход к профессиональному образованию. В этот же год мы включились в проект Агентства стратегических инициатив, стали партнером по национальному проекту кадрового обеспечения промышленного роста. В итоге многие предприятия увидели в движении возможность роста своей промышленной и производительной эффективности. Используя наши подходы, компания «Сибур» смогла сократить количество работников на некоторых участках с 12 до шести человек, не снизив при этом уровень безопасности труда, увеличив производительность. Вот такие простые и понятные примеры.
Если говорить о сегодняшних успехах, то это, безусловно, европейский чемпионат в Будапеште. Мы его выиграли без оговорок. Если в 2017 году в Абу-Даби было шесть золотых медалей и мы выиграли только по количеству баллов, то в этом году стали рекордсменами по всем параметрам. Марина Цветаева сказала правильные слова: «Успех – это значит успеть!». Вот мы и стараемся не пропустить важные тренды и успеть за стремительно меняющимся миром, который ставит совершенно иные задачи по повышению уровня квалификации и знаний нового поколения – с новым уровнем восприятия информации и скорости адаптации к окружающей среде и всему происходящему.
То, что мы всерьез начали заниматься профессиональной ориентацией школьников, – еще одна ступенька на пути к успеху. Запущен очень важный проект «Билет в будущее», по всей стране проходят профориентационные фестивали, а в некоторых регионах проводятся отдельные пробы работы с наставниками. Запускается огромный механизм, позволяющий российским школьникам определиться со своей будущей специальностью. Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений.
Еще один важный блок – это, конечно, обучение взрослых. Это серьезное направление, когда мы перестаем заниматься первичным образованием и включаемся в рынок непрерывной подготовки кадров.
2018 год – это, по сути, подготовительный к Казани-2019, где мы собираемся реализовать несколько флагманских вещей. Во-первых, это проведение огромной конференц-программы, рассчитанной на 1200 человек, в их числе руководители общеобразовательных организаций, профильных министерств и ведомств, HR-директоры крупнейших компаний и холдингов. В ходе мероприятия за четыре дня они смогут научиться такому, что в классическом университете невозможно узнать и за десять лет.
Второе – это зона future skills, где будут представлены наши новые подходы, наработанные в России за последние три года. Мы собираемся показать не только стандартные компетенции, которые всем известны, такие как, например, системное администрирование или 3D-девелопмент, но и совершенно новые, которые только появляются. Это управление умными сетями электропередач, умная медицина, цифровое земледелие и так далее. Для нас это стратегическая задача, важно, чтобы акцент в системе «наука – подготовка» был не только на том, что есть сейчас, а был бы взгляд в будущее на 10–15 лет.

«Кто сказал, что вы лучший? Вы должны это доказать»
– Что нам еще ждать от мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills Kazan 2019? Будут ли все медали наши?
– Поживем – увидим. Однако ясно, что европейский чемпионат несопоставим по уровню конкуренции с мировым. Сейчас лидерами в прикладных видах деятельности являются не Европа и даже не Северная Америка, а в основном Южная Корея, Китай, Япония, Бразилия. Мир в подготовке специалистов прикладных профессий выглядит несколько по-иному, чем мы привыкли считать. Когда мы подписывали соглашение о признании демонстрационного экзамена (это такой специальный формат, когда компания-работодатель соглашается с подходом WorldSkills Russia и не тестирует участников движения на навыки и умения при трудо­устройстве, зная, что они профессионалы, способные решать задачи на высочайшем уровне) с мировым лидером по производству станков германо-японской фирмой DMGMORI, нам сказали, что германская система подготовки лучшая в мире. Когда мы попросили в Министерстве образования Германии подтвердить это хоть чем-то, то получили ответ: это всем и так очевидно и подтверждения не требует. А вот тот инструмент, который мы им предлагаем, как раз позволяет реально это установить и подтвердить на практике. Немцы не выигрывают чемпионаты WorldSkills Russia по токарно-фрезерным работам уже лет десять. Выигрывают в основном корейцы и китайцы, которые обучают специалистов немного по-другому. Это яркий пример того, что можно создавать много маркетинговых мифов, но все они должны быть проверены. Кто сказал, что вы лучший? Вы должны это доказать. А инструментом доказательства является демонстрационный экзамен WorldSkills Russia. В Казани этому будет уделено много внимания, и надеемся, что будут подписаны партнерские соглашения на эту тему.
– По каким критериям проводится набор сотрудников в Союз WorldSkills Russia? Существует ли специальная система профессионального отбора?
– Мы, как и любая другая организация, в процессе роста испытываем кадровый голод. Стараемся брать сотрудников со схожими ценностями – это первый параметр. Потому что мы работаем в условиях постоянного развития и не имеем возможности сформулировать задачу раз и навсегда. Мы обозначаем стартовую точку и договариваемся о направлениях и зонах развития. Второе: та сфера, в которой мы работаем, или редко где встречается, или отсутствует вообще. Напомню, что в 2011 году компетенций по WorldSkills в России было… ноль. Ноль! Людям приходится очень многому учиться непосредственно в процессе своей работы. С одной стороны, это огромная образовательная среда, с другой – феноменальный стресс для наших сотрудников. Во время масштабных чемпионатов люди работают эти четыре дня, что называется, на износ, без сна и отдыха. При этом коммутируя с огромным количеством людей, решая гигантское количество порой нестандартных задач, в то же время без четко прочерченной линии. Обычно есть минимальный уровень понимания, что мы должны сделать, но все пространство возможностей весьма неопределенно. И погружение людей в такую среду – это самая лучшая система подготовки, которая может быть. Понятно, что мы проводим внутренние тренинги, когда рассказываем молодым сотрудникам, как работать, есть встречи с коллективом, на которых разбираем особенно сложные моменты. Мы всегда стараемся вовлекать в процесс принятия решений как можно больше людей.

«Ищите возможность научиться новому»
– Мой взгляд случайно упал на подоконник. Что это у вас за необычные детали?
– Это оружие визуального поражения. Когда люди приходят и спрашивают, чем вы занимаетесь, то я показываю именно это – обычный приводной вал, в котором симулируется огромное количество поверхностей: тут и шероховатость, и углы и так далее и тому подобное. А вторая деталь – это очень плохой образец (улыбается). Его сделал я, когда пошел учиться на токарное дело. Я брал уроки у нашего парня – Бориса Саттарова, который стал победителем в чемпионате в Абу-Даби. И он меня за два часа научил делать вот такую деталь – это одна десятая того, что делается на чемпионатах мирового уровня. Я специально сохранил эти две детали. Это пример того, что если у человека есть цель, мотивация и желание научиться чему-то новому, то он сможет пройти путь мастерства от одной детали до другой. Каких-то границ и препятствий на самом деле нет.
– Что бы пожелали читателям нашего журнала?
– Профессионально-патриотическое пожелание: освоить какой-либо новый вид деятельности, который принесет вам удовольствие и в котором был бы виден прикладной результат. Хоть кондитер, хоть повар, хоть программист, кто угодно. Главное – ответственно относиться к своему делу и любить свою работу.
– Какой самый полезный совет и от кого вы получили в своей жизни?
Пожалуй, самый полезный совет я получил от своей бабушки. Она всегда говорила: когда ты работаешь на кого-то другого, весь результат твоего труда достается тому, на кого ты работаешь. А вот навыки, знания и умения остаются у тебя. Я счи­таю очень важным фактором всегда, в любом процессе искать возможность научиться чему-то новому. Мне кажется, что это самое важное, что можно посоветовать и другим.