12.11.2019

Переселение из аварийного жилья: что показали проверки Фонда ЖКХ?

Аварийное жилье рядом с новыми коттеджами

– Cвыше десяти лет назад стартовала беспрецедентная по своим масштабам, не имеющая аналогов в мире программа по переселению граждан из аварийного жилья. К 2018 году новые квартиры получили свыше миллиона человек. А это, согласитесь, можно сравнить с населением крупного города. Но сегодня один из главных аспектов этой программы – не количество, а качество предоставляемого жилья. Я знаю, что сотрудники Фонда ЖКХ – организации, которая занимается реализацией данной программы, проводят множество проверок на разных стадиях строительства, от закладки фундамента до сдачи дома под ключ. Кроме того, идет строгий контроль за сроками реализации программы. Как это происходит и насколько эффективны данные меры?
– В ходе выездных мониторинговых мероприятий Фондом проверяется соблюдение субъектом РФ требований Федерального закона №185-ФЗ. Кроме того, особое внимание уделяется проверке достижения целевых показателей реализации программ переселения, установленных распоряжением Правительства РФ от 26 сентября 2013 года №1743-р, и контролю качества жилья, предоставленного в рамках региональных адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда. В ходе проверок сотрудники Фонда тесно взаимодействуют с представителями региональных прокуратур и общественных организаций: проводятся совещания с целью обмена информацией, применяется практика совместных выездов на строительные объекты.
В 2018 году Фонд провел 96 выездных проверок реализации программ переселения, в ходе которых проверены 249 муниципальных образований на территории 53 субъектов РФ.
При этом выездные проверки были проведены во всех субъектах РФ, не выполнивших целевые показатели реализации программы переселения, а также во всех регионах, реализующих мероприятия по расселению дополнительно выявленного аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года. В регионах, где складывалась наиболее проблемная ситуация с реализацией программных мероприятий, контролировалось выполнение рекомендаций Фонда о принятии мер по устранению нарушений, оценивались динамика реализации программы и исполнение плановых сроков, установленных графиками достижения значений целевых показателей, выявлялись причины затягивания сроков завершения строительства домов и переселения граждан.
Результаты выездного мониторинга показывают, что нарушение сроков переселения граждан в большинстве случаев связано с недостаточным контролем со стороны ответственных органов исполнительной власти и администраций муниципальных образований за ходом реализации программы. В ряде субъектов РФ причиной срыва сроков выполнения программ являлось ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам со стороны застройщиков и подрядных организаций в части соблюдения графиков, сроков и качества выполняемых работ. Кроме того, в отдельных регионах отмечались финансовые трудности в обеспечении финансирования мероприятий по переселению граждан.
Особое внимание уделяется анализу достоверности информации о сроках завершения мероприятий по переселению граждан, предоставляемой субъектами РФ в Фонд в составе годовой отчетности. Так, по результатам проведенного в 2018 году выездного мониторинга требования о возврате финансовой поддержки Фонда в размере 500 тыс. рублей за предоставление недостоверных сведений о реализации программ переселения предъявлены 9 субъектам РФ (Республики Бурятия, Дагестан, Коми, Архангельская, Московская, Новосибирская, Омская, Псковская, Тверская области) на общую сумму 4,5 млн рублей.
– Хорошо, новый дом построили. А что делать со старыми аварийными зданиями?
– Также в ходе выездов уделяется внимание контролю за сносом аварийных многоквартирных домов. За 2018 год низкие темпы выполнения этих мероприятий были зафиксированы в 22 субъектах РФ (Республики Бурятия, Карелия, Коми, Саха (Якутия), Тыва, Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Ставропольский края, Архангельская, Брянская, Вологодская, Ивановская, Иркутская, Кировская, Костромская, Псковская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тверская, Тульская области).
– Не отражается ли столь строгое отношение к срокам реализации программы переселения на качестве возводимого жилья? Ведь построить и быстро, и качественно – задача непростая.
– В целях контроля за качеством жилых помещений, предоставляемых гражданам в рамках программ переселения, Фондом организована и осуществляется работа, включающая:
– проводимый в рамках выездного мониторинга в субъектах РФ выборочный осмотр многоквартирных домов (жилых помещений), построенных (предоставленных) гражданам при реализации программ переселения;
– контроль за ходом устранения нарушений требований к качеству жилья, осуществляемый Фондом во исполнение приказа Минстроя России от 1 октября 2015 года № 709/пр «О создании комиссии по вопросам качества жилых помещений, предоставленных гражданам при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда».
С целью проверки качества в 2018 году в рамках выездного мониторинга в 53 субъектах РФ работниками Фонда были осмотрены 1312 домов (в том числе 121 дом, введенный в эксплуатацию в 2018 году), где контролировалось соблюдение требований СНиП, технических регламентов, соответствие возведенного жилья утвержденной проектной документации.
При проведении контрольных мероприятий значительные строительные дефекты, при наличии которых существенно ухудшаются эксплуатационные характеристики многоквартирного дома и его долговечность (грибок и плесень в жилых помещениях, дефекты внутренней отделки, некачественно смонтированное оборудование систем электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, трещины и осадки отмостки и др.) выявлены в 376 домах на территории 43 субъектов РФ. При этом наиболее критические нарушения, при наличии которых дом, его часть или конструктивный элемент функционально непригодны и могут создать угрозу проживания граждан (трещины и осадки фундаментов, трещины на внутренних стенах и фасаде, подтопление подвалов, дефекты кровли, отсутствие вентиляции и др.), обнаружены в 14 домах в пяти регионах (Республика Хакасия, Забайкальский край, Курская область, Новосибирская область, Псковская область).
Также в ходе осмотра предоставленного переселяемым гражданам жилья в четырех регионах (в Забайкальском крае, в Амурской, Новосибирской и Омской областях) выявлено, что в нарушение требований Градостроительного кодекса РФ администрации муниципальных образований выдавали разрешения на ввод в эксплуатацию домов, строительные работы на которых были не завершены.
Итоги проведенных выездных проверок свидетельствуют, что основными причинами строительства некачественного жилья являются:
– несоблюдение застройщиками и подрядными организациями требований проектной документации, технических регламентов, строительных норм и правил при строительстве многоквартирных домов;
– ненадлежащее осуществление комиссионной приемки жилых помещений, приобретаемых в готовом жилье;
– непринятие органами местного самоуправления, выступающих заказчиками строительства многоквартирного дома, должных мер по контролю за ходом выполнения строительных работ;
– приобретение жилых помещений в домах малоэтажной и блокированной застройки, построенных по проектной документации, не прошедшей экспертизу на предмет соответствия требованиям законодательства РФ, строительным нормам, правилам и стандартам;
 недостатки разработанной проектной документации и ненадлежащее выполнение проектно-изыскательных работ.