07.09.2016

Новые немцы: утомленные цивилизацией

НTiny-house-on-wheels-in-Germany-Hanspeter-Brunnerынешний наплыв беженцев в Германию имеет гораздо более серьезные – и общеизвестные – причины, чем та, о которой пойдет речь. Но она стала фактором, без которого немецкий канцлер Ангела Меркель едва ли смогла бы столь упорно отстаивать свой знаменитый на всю Европу слоган: «Мы справимся». За этой смелой заявкой кроется внушительный финансово-экономический потенциал Германии, позволяющий властям надеяться на способность своей страны обустроить свыше миллиона пришельцев.
Назад к минимализму
Уже через пару десятков лет после Второй мировой войны легендарное прилежание немцев превратило страну в европейский очаг достатка и благополучия. В последующие годы бюргеры формировали новую общность людей, которая в немецком социальном лексиконе стала именоваться как «общество потребления».
В стране происходила поступательная революция, каждый шаг которой измерялся в супермаркете все более полной тележкой покупателя, а у него дома – все новыми квадратными метрами жилой площади.
Но не зря человечество отковало известную фразу: «Каждая революция пожирает своих сыновей». Зуд потребления уже давно перекрыл рациональные потребности большинства немцев в питании, предметах быта, в квадратных метрах. Среди многих отпрысков «общества потребления», отмечают немецкие социологи, зреют контрреволюционные настроения». Они формулируются в новой повестке дня: «Долой революцию потребления! Назад к минимализму!». Дескать, на этом пути произойдет «очеловечение» погрязших в потребительстве немецких бюргеров, их обращение к духовным ценностям. Оборотная сторона пресыщенности? Не без этого.
И вот уже наиболее продвинутые энтузиасты продают свои многокомнатные квартиры или отдельные дома и запускают на аукцион всю нажитую там годами утварь. Происходит этот занятный процесс под лозунгом: «Меньше – значит, больше». Так, кстати, называется и сайт этого экстравагантного движения.
Меньше – это безоглядная минимизация квадратных метров нового, диковинного жилища и предметов быта в нем. Больше – это повышение интеллектуального градуса собственного бытия.
Восемь квадратных метров для счастья
brunnerВот некто Ханспетер Бруннер. Он собственноручно смастерил прямо-таки игрушечный деревянный домик. Внутри, на восьми квадратных метрах, размещается печка-буржуйка, напротив – нечто вроде кухонного столика с газовой горелкой и мини-холодильником. В углу, за раздвижной перегородочкой, хозяин смонтировал вполне себе пригодную душевую, там же – биотуалет. А где же спальное место? Какое там! Имеется целая спальня, уместившаяся под крышей. Там небольшой лежак и даже прикроватная тумбочка.
Весь этот жилой мини-комплекс водружен на прицеп от легковушки. Та, разумеется, продана. Всю эту забавную конструкцию герр Бруннер без труда перемещает по местности сам, впрягаясь в свой передвижной домик. «Так что я вполне мобилен и нахожу себе пристанище по собственному выбору на природе», – говорит владелец экзотического жилища корреспонденту немецкого журнала «Шпигель». Бывшему преподавателю истории религий 64 года. До недавнего времени он с женой и четырьмя детьми проживал в индивидуальном домике площадью 155 кв. м.
Почти 20-кратное «уплотнение» жилого пространства произошло после развода. Вообще-то герр Бруннер мог бы приобрести апартаменты в новостройке. Или купить домик – благо, что кредиты в Германии предоставляются под до смешного низкий процент. Но он решил начать жить по-новому: обходиться минимумом предметов быта и, как он говорит, предаться «экзистенциональной аскезе», освободив себя от пут «вещизма». Он доволен своим отшельничеством, много читает и радуется независимости от тысяч и тысяч вещей, которыми был запружен его прежний дом. Дети поддерживают отца морально и материально, любят встречаться у его домика на природе.
Освобождение от гнета вещей
Примеру герра Бруннера следуют впечатлительные посетители сайта «Меньше – значит больше». Один из них – не менее занятный персонаж. Фрау Анна Донат работала медсестрой, жила в достатке с тремя детьми в отдельном домике, который, как она говорит, был завален «хламом современной цивилизации». Выйдя на пенсию, решила придать своей жизни «абсолютно новый старт», который бы освободил ее от «гнета вещизма» и сблизил с природой. За 60 тыс. евро фрау Анна приобрела крохотный участок с деревянным срубом «четыре на четыре», изготовленным по ее чертежам. На 16 «квадратах» состоялся триумф минимализма. В домике нет телевизора, холодильника, стиральной машины, электричества. Подведены, правда, муниципальный водопровод и канализация. Обогревает свое жилище 67-летняя женщина дровами, растапливая их в чугунной печурке, которая служит и для приготовления пищи. Вечерами зажигает свечи: «нужно жить при естественном освещении». А еще фрау Анна говорит, что ощущает себя раскрепощенной от гнета «в общем-то ненужных вещей».
Чудачество? Да нет, осмысленный выбор новой жизненной парадигмы, свободной от сакрализации потребительской этики. Хотя, конечно, к такому экстравагантному переосмыслению собственного бытия «минималисты» приходят лишь после того, как вкусили все блага цивилизации и достатка. Как отмечает журнал «Шпигель», многие немцы имеют все и поэтому в своих запросах хотят все меньше и меньше, воспринимая «вещизм», помноженный на квадратные метры жилья, как тяжкое бремя.