09.11.2021

Нидерланды: не путать с Голландией

Houses_Netherlands_Rivers_Leiden_Canal_529781_3840x2400Про это государство соседи шутят, что сначала Бог создал ее жителей, а потом они своими руками смастерили себе страну. Юмора в этих словах ровно 50%. Половина земли, на которой сегодня живут нидерландцы, отвоевана упорным трудом у побережья Северного моря, а также многочисленных болот, озер и рек. Само название страны переводится как «низменная земля», «низина». Кстати, в ряде стран ее очень часто ошибочно называют Голландией, а местных жителей – голландцами. Такая ситуация возникла еще в XVI веке из-за того, что на западе Нидерландов действительно есть территория с таким названием, где производят замечательные сыры и растут прекрасные тюльпаны. Но на всю страну распространять это имя в корне неверно. К сожалению, путаница оказалась настолько распространенной, что даже попала в официальные документы ЕС, одними из инициаторов создания которого Нидерланды стали еще в 1957 году. С этой досадной ошибкой, приводящей к различным неприятным казусам, местное правительство недавно решило бороться самым радикальным образом. Но об этом мы расскажем чуть позже. А пока немного истории.

Совместный труд на благо общества
По данным археологов, первые люди стали селиться в низменной дельте Рейна и Мааса еще 7 тысяч лет назад. Реки давали пищу и защиту, а многочисленные заливные луга на островах служили прекрасным пастбищем для скота. Первые польдеры – так здесь издревле называют участки, отвоеванные у воды с помощью дамб, стали появляться больше двух тысяч лет назад. Считается, что их предшественниками были насыпные дороги, которые соединяли между собой небольшие деревни и шли по высоким берегам рек. Полотно дорог непрерывно укреплялось и надстраивалось. Особенно много их стало появляться с установлением над этой территорией римского владычества, которое началось в эпоху завоевания Галлии легионами Юлия Цезаря. Технологии строительства защитных сооружений постоянно совершенствовались. Совместный труд на благо общества очень серьезно отразился на национальном характере нидерландцев, сделав их дружелюбными, общительными, но очень прагматичными и рациональными людьми.
Нидерланды – одна из самых развитых стран Еврозоны, обладающая крупной современной экономикой и высоким уровнем жизни. Было время, когда ее торговые суда прокладывали первые маршруты в заокеанские земли, привозя оттуда несметные сокровища и редкости: слоновую кость, специи, черное и красное дерево. Здесь очень быстро осознали, что феодальная система управления государством себя изжила, и совершили одну из первых на нашей планете бескровных буржуазных революций. Местные купцы придумали торговать контрактами на еще не поставленный товар, для чего организовали специальные биржи.
Всего у нидерландцев было много: и денег, и еды, и различных хитроумных изобретений. Единственное, чего им всегда не хватало, это свободной земли. Такая ситуация сохранилась и по сей день. Нидерланды – одна из самых густонаселенных стран мира с плотностью населения в 496 человек на 1 кв. км. Для сравнения, в Японии этот показатель составляет 333 человека, в Китае – 150, в России – 8,5.
Сегодня в Нидерландах насчитывается около 17,5 млн граждан. Большинство из них живет в городах. Самые крупные из них – Амстердам, Роттердам, Гаага и Утрехт, уже давно соединились в одну большую агломерацию, у которой даже есть свое собственное название – Рандстад, что переводится как «Кольцевой город». Здесь проживает почти половина всех нидерландцев – без малого 8 млн человек. Это неудивительно. Амстердам – официальная столица страны, Роттердам – крупнейший международный торговый порт, Гаага – административное сердце государства, где располагаются парламент, правительство и штаб-квартиры ряда международных юридических организаций, а Лейден – один из старейших университетских центров Европы.
Причем меньше всего коренного населения именно в столице – Амстердаме: всего 800 тысяч человек. Для местных жителей это слишком шумный город, наполненный толпами туристов, приезжающих в этот город в поисках развлечений. Поэтому местные стараются держаться от него подальше.
Городская агломерация естественным образом замкнулась в круг диаметром в 60 км. В ее центре оказался огромный сельскохозяйственный район площадью в 1800 кв. км. Несмотря на то, что жилья в городах уже давно не хватает, нидерландцы упорно не дают разрешения на застройку этой территории. Эта своеобразная экологическая рекреация на местном языке носит поэтическое название – «Зеленое сердце» (Groene hart).

Денежный вопрос
Тесно связанная с природой страна уже много десятков лет является одним из локомотивов проводимого ЕС курса на «зеленую энергетическую революцию». Отсутствие природных ресурсов Нидерланды с успехом компенсируют активным развитием альтернативных источников энергии. Особенно много там устанавливается ветряков. Обилие пасмурных и дождливых дней не дает возможности в полную силу использовать солнечную энергию, но это не останавливает нидерландское правительство. Благодаря специальным субсидиям граждане этой страны могут позволить себе самостоятельно устанавливать на стены и крыши домов современные солнечные панели. 10 таких панелей мощностью около 2000 кВт/час стоят примерно €5000 (422 тыс. руб.) и полностью окупают себя за десять лет эксплуатации, позволяя экономить на счетах за электричество до €500 (42 тыс. руб.) ежегодно.
Как и во многих европейских странах, все коммунальные услуги в Нидерландах стоят очень недешево. Тариф за электричество – 20 евроцентов за кВт/час. Это одна из самых высоких розничных цен в мире. Средний ежемесячный счет за электричество составляет примерно €150 (13 тыс. руб.) в стандартной квартире с одной спальней и €250 (21 тыс. руб.). и выше за помещение попросторнее. Счет за воду начинается от €190 (16 тыс. руб.) в месяц, отдельно оплачивается канализация (свыше €200 (17 тыс. руб.) в год) и уборка мусора (€235 (20 тыс. руб. в год). Кроме этого следует учитывать ежегодный сбор на содержание и ремонт гидротехнических сооружений и дамб, который платит каждый гражданин страны. Это около €200–300 (17–25 тыс. руб.) с человека в зависимости от места жительства.
В целом жизнь в Нидерландах считается одной из самых дорогих в Европе. Но благодаря уравновешенной фискальной политике государство очень четко выдерживает баланс между доходами и расходами своих граждан. Средняя зарплата составляет €2800 (236 тыс. руб.) в месяц до налогового вычета. При этом в стране действует дифференцированный налог на доходы. Чем больше человек зарабатывает, тем больше отдает государству. Благодаря этому в Нидерландах нет ярко выраженного социального неравенства. Стать миллиардерами гражданам страны очень сложно. Тем более что они к этому не особенно стремятся.

Страна велосипедов и железного порядка
В то время как весь мир ускоренными темпами обзаводился личным автотранспортом, в низовьях Рейна и Мааса посчитали, что «возить воздух» в персональных железных коробках – это верх расточительства, и дружно пересели на велосипеды. Время показало, что нидерландцы во многом оказались правы. В то время как весь мир ускоренными темпами формирует в своих городах новую велосипедную инфраструктуру, в Нидерландах уже все давно готово. Более того, велосипедов в этой стране даже больше, чем людей. В некоторых муниципалитетах на улицах вообще решили отказаться от пешеходных дорожек, все равно ими никто не пользуется. Хороший велосипед стоит здесь около €200 (17 тыс.). Рачительные нидерландцы предпочитают брать их в аренду за €10–12 (840–1000 руб.) в месяц, тем самым перекладывая все траты на обслуживание и страхование транспортного средства на арендодателя.
В то же время автомобильного транспорта на всю страну наберется не больше 6 млн единиц, если не считать автобусы, грузовики и другую строительную технику. Личный автомобиль в Нидерландах иметь совершенно невыгодно. Литр бензина стоит около €2 (166 руб.), бесплатных парковочных мест нет нигде в принципе, а час парковки стоит от €1,5 (126 руб.) где-нибудь на окраине города до €7 (590 руб.) в центре. При этом, чтобы ездить на собственном авто по Нидерландам, необходимо быть самым аккуратным и правильным водителем на свете. Штрафы за малейшее нарушение ПДД драконовские. Стоит ли удивляться, что даже представители правительства и Его величество король ­Виллем-Александр Оранский предпочитают добираться до своих рабочих мест на велосипеде, а не в автомобиле?
По своему темпераменту, характеру и взглядам на жизнь коренные нидерландцы очень похожи на прагматичных немцев. У них в крови любовь к порядку и понятной системе взаимодействия с окружающим миром. Их характерная черта – неукоснительное следование установленным правилам и законам. Схитрить, обмануть, попытаться «обойти систему» – это не про них. Большинство нидерландцев на генетическом уровне неспособны перейти дорогу в неположенном месте, попытаться проехать «зайцем» на общественном транспорте, нарушить служебную инструкцию или бросить бумажный пакет в мусорный контейнер для пластика. В то же время, при всей их доброжелательности, они очень негативно относятся к людям, которые нарушают установленные правила. Видимо, долгие годы совместного труда на общественное благо приучили их к мысли, что любое такое нарушение – это серьезная угроза всеобщей безопасности. Большие проблемы всегда вырастают из нескольких маленьких.
В обычной же жизни они до крайности практичны. Одежду носят самую простую, за модой не следят, предпочитают различным кулинарным изыскам самые обыкновенные домашние блюда с высокой калорийностью, типа сэндвичей и горячих бутербродов. В нидерландских школах нет курсов мировой истории или литературы. Зато почти все выпускники свободно умеют разговаривать минимум на трех языках и спокойно разбираются в достаточно сложной местной системе налогообложения и коммунальных платежей. А еще в Нидерландах не принято завешивать окна шторами даже на первых этажах. В любое время дня и ночи с улицы видно все, что происходит в помещениях. И местных жителей это нисколько не смущает.

Так что там с названием?
Понимая, что объяснить разницу между Голландией и Нидерландами всем невозможно, и устав от многочисленных юридических казусов, правительство страны решило провести официальную кампанию по ребрендингу государственного наименования. Всем политическим и экономическим партнерам было разослано уведомление о том, что с 1 января 2020 года она зовется «Королевство Нидерланды» и никак иначе. Все посольства, министерства, музеи и футбольные команды отныне используют только такое официальное название и символику.
Говорят, что на это хлопотное мероприятие страна пошла в том числе и из-за желания избавиться от негативного отношения, сформировавшегося благодаря амстердамским специфическим кофешопам и кварталу красных фонарей, который, кстати, планируют ликвидировать в самое ближайшее время.
Представители государственного Совета по туризму прямо заявили, что главной целью мероприятия является изменение имиджа Нидерландов за рубежом. «Мы осовремениваем действительность и хотим представить всем Нидерланды как открытую, доступную и интересную для посещения страну, в которой есть не только Голландия, но и еще десять других замечательных провинций», – пояснили в ведомстве.  

Андрей Пучков