07.09.2016

Мой адрес не дом и не улица: где жили знаменитости

«Квартирный вопрос только испортил их», – сетует Воланд в булгаковском романе «Мастер и Маргарита», рассуждая о москвичах. Ну, наверное, не только москвичей… – осторожно продолжим мы.
Стремление иметь собственное жилье укоренено в человеческой природе очень глубоко. Еще наши древние предки находили себе убежище, обживали его и считали своим, обустраивая и оберегая от чужаков. Шли тысячелетия… Хозяева жилищ, наконец, догадались селить к себе постояльцев на время – в обмен на какие-то товары, услуги, а позже и деньги. Так появилось арендное жилье.
Ну, а дальше цивилизация вывела эти понятия из области инстинктов и превратила в сложные и сознательно выстраиваемые отношения людей друг с другом. С точки зрения законодательства гражданин, проживающий в жилом помещении, может быть его собственником, нанимателем, арендатором… А вот психологи рассматривают жилище совсем с других позиций: они считают, что условия проживания оказывают значительное влияние на сознание человека. В одних помещениях мы оптимистически смотрим на окружающий мир, в других – ощущаем мрачный пессимизм.
В этой и последующих публикациях мы проследим историю жизни выдающихся людей и попытаемся понять, повлияли ли каким-то образом жилищные условия на их творчество?

ebce35db1aa4Пушкин в 11 комнатах
Александр Сергеевич Пушкин родился и прожил всю жизнь в съемном жилье. «Во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова у жильца его майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр…», – такая запись от 8 июня 1799 года сохранилась в метрической книге церкви Богояв­ления в Елохове.
Упомянутый в метрике Скворцов в то время владел двором (то есть участком) на углу Малой Почтовой улицы и Госпитального переулка в Санкт-Петербурге – все постройки этого двора погибли в пожаре 1812 года. В сентябре 1836 года «на Мойке близ Конюшенного мосту» Александр Сергеевич «нанял… в собственном ее светлости княгини Софьи Григорьевны Волконской доме… от одних ворот до других нижний этаж из одиннадцати комнат… сроком впредь на два года…» – это цитата из договора о найме. Но прожил там поэт всего несколько месяцев – сюда его привезли после дуэли, отсюда проводили в последний путь.
Бездомный Росси
Карл Иванович Росси, автор множества зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях, не потратил ни одной 14091670254755лишней копейки из государственных средств, но не умел распоряжаться своими доходами. Он так и не обзавелся собственным жильем, в конце жизни сильно нуждался и вынужден был перебраться из дорогой квартиры на Итальянской улице в бедный район – в дом №185 на Фонтанке, где и умер в 1849 году от холеры. А тремя десятилетиями ранее квартиру в этом доме снимали родители Александра Сергеевича Пушкина – поэт жил здесь три года после окончания лицея. В то время дом принадлежал вице-адмиралу Алексею Федотовичу Клокачеву, позднее перешел к его племяннице, которая продала унаследованную недвижимость, и Росси снимал жилье уже у нового хозяина – сенатора Трофимова.
Практичный Верди
Photo_Verdi-Giuseppe_001Великий итальянский композитор Джузеппе Верди, сын деревенского трактирщика и пряхи, был очень привязан к родным местам – коммуне Буссето неподалеку от Пармы. Он тщательно контролировал свои финансы и после успеха оперы «Набукко», премьера которой состоялась в 1842 году в «Ла Скала», начал вкладывать деньги в недвижимость. В 1844 году Верди приобрел для своих родителей ферму (23 гектара сельскохозяйст­венных угодий) в родной деревне Ронколе, чуть позже – дом на Виа Рома, главной улице Буссето (ныне известен как Палаццо Орланди), а в 1848 году – поместье Сант-Агата близ Буссето, где построил дом по собственному проекту. В этом поместье он поселился в 1851 году вместе со своей подругой, ушедшей со сцены оперной певицей Джузеппиной Стреппони, и жил до самой смерти (он умер в 1901 году в 87-летнем возрасте), продолжая писать оперы, покупать окрестные земли и заниматься благотворительностью. Верди явно получал удовольствие от всех этих сделок и весьма в этом преуспел…

Полный текст можно прочитать в № 9 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2016 год