09.11.2020

Медицина Поднебесной: «Двери в кабинет врача открыты, все желающие дают ему советы»

Beijing,China

Для большинства из нас китайская медицина ассоциируется с киношным белобородым старцем, владеющим древними секретами иглоукалывания и приготовления чудодейственных настоек. Как ни странно, этот образ не очень далек от действительности. Цивилизация, которой больше 5 тысяч лет, сумела накопить огромный запас знаний – в том числе и в области медицины, который бережно хранится и передается от отца к сыну, от мастера к лучшему ученику.
Россиянка Олеся Лекс (Ганина) на собственном опыте выяснила, что с европейцами этими знаниями китайцы делятся неохотно. Но, прожив в Китае больше 20 лет, сегодня она может раскрыть нам некоторые секреты традиционной народной китайской медицины.

Непрестижная профессия
– Олеся, существует большое количество легенд, связанных с китайской медициной. Где миф, а где реальность?
– В России к китайской медицине относятся с пиететом. Мы думаем, что там в каждом медицинском центре происходит чудо. Действительно, в Китае городские медцентры – их называют госпиталями, оборудованы по последнему слову техники, но грамотных специалистов в своем деле там не так много, как хотелось бы. Я бы даже сказала, что сегодня в Китае очень сложно найти хорошего доктора. Если вы его нашли, это большая удача.
– Чем принципиально отличается медицинское обслуживание в Китае от российского?
– Если мы с вами придем в обычную китайскую больницу, то вам там станет просто смешно. Представьте себе: сидит в кабинете доктор, ведет прием. А в помещении, помимо пациента и врача, еще находятся человек десять посторонних: родственники, знакомые, другие больные, которые ждут своей очереди на прием. И они все активно участвуют в работе врача: дают советы, рассказывают про известные им похожие случаи, громко спорят между собой. Когда я впервые это все увидела, то просто опешила. Это абсолютно непривычно для нас, но совершенно естественно для китайцев. Такую картину вы можете увидеть там повсеместно, даже в больших и дорогих клиниках. В частных госпиталях, ориентированных на европейцев, все устроено иначе, но в обыкновенных больницах врачебный прием всегда проходит при открытых дверях.
– Врачи не могут оставаться с пациентами один на один?
– Следует знать, что профессия врача-терапевта считается там одной из самых опасных. Очень много психически не­­уравновешенных людей приходит на прием. Были случаи расправ над врачами прямо на рабочем месте. По этой же причине никто не хочет становиться врачом-педиатром. Их в Китае очень мало. Родители постоянно жалуются на них руководству из-за лечения, которое назначают их ребенку. Скандалы постоянные, драки. Поэтому медики всегда стараются держать двери в свои кабинеты открытыми – на всякий случай. Потом, это еще и антикоррупционный момент. Терапевты там не очень много зарабатывают, где-то 10–12 тысяч юаней в месяц (100–120 тысяч руб.). По китайским меркам это мало. И считается, что если дверь в кабинет открыта, то меньше вероятность, что пациент попробует дать взятку, а врач сможет ее незаметно взять.
– Конкурс в медицинские вузы большой?
– Точно не скажу, сколько там человек на одно место, но могу точно утверждать, что молодые китайцы при получении высшего образования в первую очередь ориентированы на деньги. Им очень важен размер будущей заработной платы. А так как большинство врачей в Китае получают не самые большие зарплаты, то и желающих получить эту профессию не очень много.

На зарядку ­становись! В 5 утра
– Мало врачей, много пациентов… Какие же там очереди на прием?
– Очереди гигантские. Надо еще учитывать, что китайцы очень любят ходить по больницам. Особенно люди старшего поколения. Для них это свое­образные клубы по интересам. Они там общаются, обмениваются новостями, ну и получают медицинскую помощь, кому она нужна.
– Правда ли, что очень многие китайцы занимаются специальной оздоровительной гимнастикой?
– Что касается традиционной китайской гимнастики «тадзи-цюань», то мне это направление было интересно еще с самого моего первого дня пребывания в Китае. Это очень медленные движения, переходящие в статические стойки, которые очень сложно выполнять без многолетней тренировки. Когда я пришла домой после первого своего занятия, мне было очень плохо. «Цигун», «тай-чи» и другие традиционные комплексы упражнений там распространены повсеместно и поголовно. Начиная с пяти часов утра сотни тысяч китайцев выходят на улицу и занимаются всем этим в парках, в скверах, у себя во дворах. Это здоровье, долголетие. Я видела дедушек, которым было по 95 лет, а выглядели они на 60, максимум на 70.

Слепой кудесник
– Что вы можете сказать про чудодейственные снадобья, которые продают туристам на китайских улицах?
– То, что вам будут предлагать в китайской аптеке на какой-нибудь традиционной торговой улице, – в подавляющем большинстве случаев «пустышки». Настоящие хорошие лекарственные средства вы в таких заведениях не купите. Все лекарства, которые приносят пользу, ставят человека на ноги, не продаются в обычных аптеках. Технология такая: вы приходите на прием к врачу, после первичного осмотра и сдачи всех необходимых анализов доктор ставит диагноз и определяет курс лечения. Например, назначает принимать определенные таблетки. После этого вы подходите к окошку аптеки при больнице и после оплаты товара получаете там то, что вам прописали. Буквально при каждом медицинском центре существуют свои специализированные аптечные пункты. Там и только там можно и нужно покупать лекарства. Есть еще «джон яо» – это средства китайской народной медицины. Там, конечно, есть полезные вещи. Но всегда нужно точно знать, что именно вы покупаете.
– Как произошло ваше личное знакомство с китайской народной медициной?
– Начнем с того, что, когда 20 лет назад я приехала в Китай и поступила в Харбинский политехнический университет, у меня были серьезные проблемы с легкими. Был целый букет заболеваний, я была вынуждена ежедневно принимать гору таблеток и постоянно пользоваться ингаляторами. Российские врачи поставили на мне крест, прогноз был неутешительный. В начале моей жизни в Китае ситуация стала ухудшаться из-за стрессов, перенапряжения и акклиматизации. Я несколько раз теряла сознание прямо во время занятий и учителя на себе несли меня в медпункт. И вот одна моя знакомая китаянка сказала, что хочет меня показать своему знакомому доктору. Я не сразу, но согласилась. Она приехала за мной на машине, и мы поехали за город. Честно скажу, в какие-то перемены к лучшему я не верила. Когда мы вошли в комнату, я увидела седого, совершенно слепого старика, который подозвал меня к себе и неожиданно ткнул меня своим пальцем прямо в лоб. Ткнул и сказал: «Ты понимаешь, что все в твоей голове? Все, что с тобой сейчас происходит, идет из твоей головы». У меня до сих пор сохранилось ощущение этого пальца на лбу! Дальше этот старик пощупал мне пульс и сзади на плече чуть ниже шеи потрогал одну точку. И после этого начал через мою китайскую подругу мне быстро говорить: «Сейчас выйдешь отсюда и больше никогда не принимаешь никакие лекарства. Утром, когда просыпаешься, не вскакивай, как это делают все европейцы, а двадцать минут делай упражнения, которые будут разгонять энергию по основным меридианам твоего тела. 20 минут ты растягиваешься и медленно встаешь. Далее: у тебя всегда должен быть рядом стакан теплой воды. Не холодной, не горячей, а именно теплой. Пей его с утра натощак». Там еще было несколько рекомендаций, которые касались общих привычек. Перечислив все это, он нас выпроводил и сказал приехать снова через две недели.
На улице я говорю девушке, которая меня к нему привела: «Почему я должна ему верить? Почему должна пить теплую воду и забыть все таблетки? Потому что один его прием стоит половину моей месячной зарплаты?». А она говорит мне: «Не спорь, просто делай, как он сказал». Я подумала и решила, что в принципе ничего не теряю. Лекарства мне не помогают, жить все время с ингалятором в кармане мне надоело, врачи, кроме традиционных методов лечения, ничего мне предложить не могут. И я на следующий день перестала принимать таблетки и с самого утра стала пробовать делать все эти упражнения. Вначале все это я делала через силу. Но я человек упрямый: если что решила, то обязательно довожу до конца. И меня все время не покидало ощущение прикосновения к моему лбу. Я все время помнила, что все идет от головы. Это прикосновение было как какое-то программирование. Уже через неделю этих занятий у меня прекратились головокружения, спазмы, прошла одышка. Через две недели, когда мы опять приехали к этому доктору, он меня осмотрел и сказал: «Вижу, ты до сих пор не веришь? Если не веришь, иди вон отсюда. Не трать мое время. Либо ты мне доверяешь, либо ты идешь, живешь как жила дальше, задыхаясь, кашляя и медленно умирая». Тут надо сказать, что на самом деле мне стало за эти две недели значительно легче. И я согласилась продолжать у него лечение. И он стал активировать на мне определенные точки, «разгонять энергию по меридианам», потом еще какие-то процедуры делал и отпустил.
Прошло еще две недели. Я уже начала бегать, прыгать, скакать. Начала заниматься спортом, а ведь никогда раньше этим не увлекалась. Но мне просто некуда было девать переполнявшую меня энергию. И через очередные две недели мы опять приехали к этому доктору. Меня положили на стол. Когда я увидела в его руках здоровенную иглу, я даже представить себе не могла, куда он мне ее воткнет. А он мне ее вонзил в область сердца и сразу после этого поставил туда огромную стеклянную банку. При этом я не почувствовала никакой боли. Проходит какое-то время. Он снимает эту банку, а в ней сгустки моей крови. Он говорит: «Все, теперь тебе станет намного лучше. Если ты будешь соблюдать все, что я тебе говорил, у тебя все будет хорошо».
Все это звучит как сказка. Если бы я ее услышала от кого-нибудь другого, вряд ли бы поверила. Но это моя история. Я была у этого доктора всего лишь три раза, и этого хватило, чтобы я избавилась от болезней, с которыми никто не мог справиться десятилетиями. Я вспоминаю этого слепого старика каждое утро и каждое утро про себя повторяю его слова: «Все идет от головы».
– А что случилось потом?
– Потом я закончила учебу и переехала жить на юг Китая. Это было много лет назад. Сейчас тот целитель, наверное, уже умер.

К настоящему целителю – только по рекомендации
– Есть в Китае какие-нибудь специализированные медицинские центры, где можно попасть на прием к такому мастеру?
– Сегодня там есть много медицинских центров, которые ориентированы на европейцев и их веру в магию китайской народной медицины. Но в таких клиниках нет ничего полезного. Там только имитация, декорация и отработанная методика выкачивания денег. По факту это своеобразное шоу для иностранцев, на доверчивости которых китайцы научились неплохо зарабатывать. Необходимо четко понимать: китайцы нас, европейцев, очень неохотно допускают к своим знаниям. Европеец никогда не попадет в Китае к хорошему врачу без протекции. Можно попасть к классическому врачу, у которого будет медицинский диплом, и лечиться у него годами, сдавать большое количество ненужных анализов и принимать массу традиционных препаратов. Можно попасть в оборот к шарлатанам, которые будут окуривать вас благовониями, колоть иголками и продавать вам мешочки с целительными снадобьями. Если вы пришли куда-то с улицы, только зря потратите деньги. В Китае европеец может попасть к настоящему целителю только по рекомендации, как говорят в России, «по звонку». Есть еще вариант: если повезет оказаться в нужный момент в нужном месте. Но для этого надо быть очень-очень везучим человеком.  

Андрей Пучков