08.04.2022

Комплексный подход

2022-03-10-respublika-kareliya-gkondopoga-bulvar-yunosti-d6-2Многолетний опыт специалистов Фонда содействия реформированию ЖКХ по сокращению аварийного жилья, модернизации коммунальной инфраструктуры и организации в России системы капитального ремонта многоквартирных домов логичным образом привел к возникновению новых подходов, методик и решений.
Остро встал вопрос о необходимости выработки комплексного подхода к улучшению городской среды, позволяющего повысить эффективность использования территорий поселений и городских округов, обеспечить сбалансированное и устойчивое развитие городов, улучшить качество городской среды, ее доступность и комфортность.
Работа в этом направлении привела к принятию в конце декабря 2020 года Федерального закона №494-ФЗ, который внес изменения в Градостроительный кодекс РФ, дополнив его главой 10 «Комплексное развитие территории» (КРТ).

Не отдельные дома, а целые территории
По мнению разработчиков этого закона, введение нового механизма позволяет регионам оперативнее решать проблемы ветхого и аварийного жилья и комплексного развития городских территорий без крупных вливаний бюджетных средств. Благодаря этому у граждан появляется возможность обменять старое жилье на благоустроенные квартиры без долгого ожидания и признания собственной недвижимости непригодной для проживания. Кроме того, жители получат более качественную и комфортную городскую среду, а также улучшенную с учетом современных требований социальную инфраструктуру. В долгосрочной перспективе реализация проектов КРТ приведет к комплексному обновлению городской застройки, повышению качества жизни, а также инвестиционной привлекательности регионов.
По закону в проекты КРТ включаются не отдельные аварийные дома, а целые территории, что позволяет одновременно со строительством нового жилья комплексно решать задачи по улучшению социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. При этом сносить можно будет не только аварийное и ветхое жилье: в программу могут попасть и многоэтажные дома, если степень их износа превышает региональный норматив, либо на капитальный ремонт требуется больше денег, чем предусмотрено нормами субъекта РФ. Решение о сносе может быть принято и в том случае, если в доме нет централизованных систем инженерно-технического обеспечения или же он построен по определенному типовому проекту в период индустриального домостроения.
С принятием закона о КРТ инвесторы получили эффективный правовой механизм для девелопмента на застроенных территориях. Особенно это актуально в городах, где резервы под новое строительство существенно исчерпаны. Таким образом, у регионов появляется возможность развития отдельных территорий за счет инвесторов, включая расселение жилья, выплату компенсаций в связи с изъятием земель и объектов недвижимости. Для возмещения затрат инвесторов Фонд содействия реформированию ЖКХ выделяет субъектам РФ денежные средства, которые могут предоставить их инвесторам в виде целевых субсидий.

Наращивание объемов
В настоящий момент в пилотных проектах по реализации первых региональных программ КРТ участвует более 20 субъектов Российской Федерации. Так, например, в Иркутской и Мурманской областях приняты решения о комплексном развитии территорий, реализация которых будет осуществляться юридическими лицами, определенными субъектами Российской Федерации и обеспечивающими реализацию решений о КРТ. В Тюменской области и Республике Марий Эл по результатам проведенных торгов с юридическими лицами в соответствии с Градостроительным кодексом РФ заключены договоры о комплексном развитии территории жилой застройки.
По данным Фонда ЖКХ объем жилищного строительства при реализации подобных проектов только в трех регионах (Ставропольский край, Архангельская и Костромская области) составит 705,9 тыс. кв. м: в рамках решений о комплексном развитии территории жилой застройки 590,5 тыс. кв. м и 115,4 тыс. кв. м в рамках заключенных договоров о развитии застроенных территорий. Площадь расселяемого жилищного фонда составит 100,1 тыс. кв. м, в том числе площадь расселяемого аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года – 26,2 тыс. кв. м.
По словам заместителя генерального директора Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Михаила Сюткина, между госкорпорацией и 12 субъектами Российской Федерации уже заключены соглашения о сотрудничестве и взаимодействии в рамках реализации на территории данных субъектов проектов КРТ. По состоянию на 24  февраля 2022 года Фондом приняты решения о подтверждении размера суммы финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию семи проектов КРТ на сумму более 1,4 млрд руб. в Мурманской, Липецкой, Нижегородской, Иркутской, Волгоградской, Архангельской областях и Республике Марий Эл.
– В целом проекты КРТ перестали быть характерными только для крупнейших агломераций. За полгода охват территорий субъектов РФ значительно расширился. Например, проект в городе Усолье-Сибирском Иркутской области. Также множество проектов реализуется в Ямало-Ненецком автономном округе и Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, – отметил Михаил Сюткин.
Все существующие сегодня проекты комплексного развития территорий направлены на развитие и модернизацию объектов социальной и коммунальной инфраструктуры, обеспечение доступности и комфортности городской среды, создание необходимых условия для развития транспортной, социальной, инженерной инфраструктур и, самое главное, качественное улучшение жилищных условий простых граждан. 

Андрей Пучков