07.08.2020

Какие технологии разрабатывают для контроля коммунальной инфраструктуры?

Коммунальные службы города проводят замену магистральных труб водоснабжения в городе Москве, Россия

В минувшем отопительном сезоне 2019-2020 годов на территории России зафиксировано 462 технологических нарушения, в числе которых 143 аварии и 319 инцидентов. По сравнению с прошлым отопительным сезоном число аварий и инцидентов на объектах и сетях теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения сократилось на 8%. За это время режим чрезвычайной ситуации, связанный со сложностями в поставке топлива на объекты ЖКХ, вводился только на двух территориях – в Алтайском крае и в Еврейской автономной области. Режим чрезвычайной ситуации, связанный с нарушениями подачи тепла, вводился на территориях Новосибирской, Амурской, Нижегородской областей, а также Пермского края и Республики Хакасия.
Таким образом, ситуация на российских объектах и сетях теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения некритичная. Но это не может успокаивать, ведь ежегодно увеличивается износ объектов ЖКХ. Большая часть объектов коммунальной инфраструктуры, построенных в современной России, уже эксплуатируется свыше 20 лет и характеризуется высокой степенью износа, низкой энергоэффективностью. Поэтому сейчас, в разгар лета, регионам необходимо сконцентрировать усилия по подготовке к следую­щему отопительному периоду именно на этих объектах.

Приоритет – информированию граждан
Государство как обычно заранее подумало о помощи регионам в подготовке к очередному отопительному сезону. В течение минувшего года совместно с регионами была проведена большая аналитическая работа по технологическим нарушениям на объектах теплоснабжения, выработана единая методология, в соответствии с которой предложено фиксировать аварии и инциденты. Напомним, инцидентами считаются происшествия, на устранение последствий которых у оперативных служб уходит от двух до 24 часов. Если работы на устранение последствий занимают больше суток, то они квалифицируются уже как аварии.
По данным Минстроя России, коммунальные службы в регионах выполняют работы по устранению аварий достаточно оперативно. При этом задача информирования граждан о проводимых работах является приоритетной для органов местного самоуправления. Особое внимание уделяется оперативному реагированию и проведению проверок по обращениям граждан, поступающим на «горячие линии», которые работают в субъектах Российской Федерации и в министерстве. Качество предоставления коммунальных услуг и корректность проведения расчетов – основные вопросы, с которыми граждане обращаются на «горячие линии». За текущий отопительный период органами государственного жилищного надзора рассмотрено 1,5 млн обращений граждан. При этом 5% обращений связаны с жалобами на качество подготовки жилищного фонда к зиме и 3% – с жалобами на качество теплоснабжения и горячего водоснабжения, что свидетельствует о налаженной и системной работе всех служб ЖКХ.

Платформа мониторинга запущена в опытную эксплуатацию
Минстрой России совместно с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства завершает разработку единой системы мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
С 1 июля созданная ведомствами цифровая платформа мониторинга запущена в опытную эксплуатацию. Пилотный проект успешно реализуется в шести регионах страны: в Республике Саха (Якутия), в городе Санкт-Петербурге, Калининградской, Московской, Саратовской и Сахалинской областях.
Выбор регионов был обусловлен не только их географическим положением, но и наличием автоматизированных систем учета и действующими порядками информационного обмена. Например, на территории Сахалинской области уже действуют современные автоматизированные системы учета, которые объединяют диспетчерские службы ресурсоснабжающих организаций. В ходе апробации проекта они по утвержденному стандарту собирают и классифицируют информацию обо всех событиях – авариях и инцидентах на объектах жилищно-коммунального хозяйства. Обработанные данные направляются в главный ситуационный центр Минстроя России, и на их основании принимаются взвешенные решения о капремонте, реконструкции объектов, распределении средств. По ходу работы также апробируется единообразный подход к классификации происшествий на объектах ЖКХ, что полностью исключит субъективную оценку степени сложности и тяжести события. Бесперебойный сбор таких данных будет возможен благодаря работе Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Цифровая платформа также предусматривает двусторонний информационный обмен с системами МЧС и Минэнерго России. В дальнейшем все данные об авариях будут использоваться для определения наиболее критичных участков и объектов ЖКХ, требующих модернизации и обновления в первую очередь.
С 1 сентября 2020 года специальная система мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах ЖКХ начнет свое штатное применение на всей территории страны. Это позволит более четко отражать происшествия на объектах ЖКХ и оперативно принимать решения по устранению их последствий.
Специалисты считают, что проведение такого мониторинга на федеральном уровне – крайне важная задача, поскольку до последнего времени фактически никто не знал, сколько реально аварий у нас проходит в регионах. Наличие достоверных и объективных показателей позволит правильно оценить ситуацию на местах и потребность в инвестициях для модернизации коммунальной инфраструктуры, а самое главное, повысить качество жизни граждан.  

Андрей Войков