12.04.2021

Город с видом на Фудзи

20200107_01_01-1-scaledКогда в 1930 году Киитиро Тойота основывал свою знаменитую автомобильную компанию, он даже в самых смелых фантазиях не мог себе представить, что его детище в будущем будет не просто локомотивом передовой инженерии, но и займется проектированием уникальных городов собственной системы.
Идея реализации этого амбициозного проекта возникла у руководства «Тойоты» уже давно, но вслух о ней впервые заговорили лишь перед самым началом мировой пандемии коронавируса в конце 2019 года. И вот в 2021-м за реализацию взялись самым серьезным образом.
Для своего нового детища японцы выбрали очень символичное название – Woven-Сity, что можно перевести как «связанный (или сотканный) город». Такое многозначительное имя не просто отсылает к концептуальной идее проекта. Это еще и дань уважения к трудовому прошлому всемирно известного автомобильного гиганта: семья Тойота начинала свой путь на олимп индустриального мира с изобретения и производства очень надежных станков для текстильной промышленности. Даже фирменный логотип компании при детальном рассмотрении превращается в элементы ткацкого дела – челнок и петлю. Эмблема нового города пронизана таким же глубоким символизмом – это переплетающиеся параллельно-перпендикулярные линии, похожие на ткань. Их задача – наглядно демонстрировать заложенную в проект идею: когда все элементы взаимо­связаны и гармоничны, любая система всегда работает безупречно.
Разработку дизайн-проекта умного города корпорация поручила датскому архитектурному бюро Бьёрка Ингельса «BIG». Эта компания широко известна благодаря своим работам над новым Всемирным торговым центром в Нью-Йорке и британским филиалом Google в Лондоне.

Интегрированный и автономный
Местом расположения нового чудо-города определили промышленную площадку «Тойота» недалеко от священной для всех японцев горы Фудзи. Раньше здесь располагался завод, производивший комплектующие, который как раз попал под планы оптимизации в связи с мировым финансовым кризисом.
По первоначальному проекту площадь города будущего должна составить более 70 га. Это сопоставимо с размером сразу 100 стандартных футбольных полей. На первом этапе в урбанистическом пространстве нового типа должны будут жить, учиться и работать около 2000 человек. В подавляющем большинстве это сотрудники научных подразделений автогиганта, члены их семей и… пенсионеры. Так сказать, заслуженные работники отрасли, которые своим трудом и преданностью заслужили право на тихую и комфортную старость.
Согласно ключевой идее проекта, Woven-Сity – это хорошо интегрированный, полностью автономный город, не наносящий никакого вреда окружающей среде и полностью независимый от внешних ресурсов. Электропитание в городе будет обеспечивать собственная генерирующая станция, работающая на водороде. Дополнительную энергетическую подпитку Woven-City будет получать от многочисленных солнечных панелей, которыми будут покрыты буквально все крыши города.
Жилые дома и другие строения будут возводиться исключительно из экологически чистых материалов. Помимо жилого массива, на территории города планируется построить научно-исследовательскую лабораторию, торгово-развлекательный центр, а также полицейский участок, пожарную станцию, школу и поликлинику.
Есть у нового города и своя невидимая сторона, свое­образная «подкладка» – чрезвычайно развитая система подземных коммуникаций, куда авторы проекта планируют спрятать всю сложную архитектуру систем управления и обслуживания. Следить за работоспособностью всего этого огромного хозяйства через сенсоры будет специально натренированный искусственный интеллект (ИИ). О том, что происходит в чреве Woven-City, подавляющее большинство его жителей не будут иметь ни малейшего представления. Зато о самих жителях ИИ города будет знать буквально все и пытаться исправить ситуацию при любом отклонении от заданного алгоритма. Например, вызывать карету «Скорой помощи», если датчики покажут, что пожилому человеку стало плохо с сердцем, или направлять бригаду ремонтников в сектор, где из строя вышло какое-нибудь оборудование.

Связанные одной целью
Самое оригинальное нововведение проекта – принцип разделения всех городских транспортных потоков, которые могут пересекаться, но не совпадать. По первому – самому широкому, планируется пустить большегрузный автономный транспорт. По второму будут иметь право передвигаться только индивидуальные электроскутеры и самокаты. А третий тип улиц точнее будет назвать «пешеходными тропами». По ним можно будет гулять и бегать только на своих двоих. Также в городе предполагается активное применение воздушных дронов для мониторинга обстановки и оперативной доставки различных малогабаритных грузов.
«Сотканный город» для корпорации «Тойота» – это полигон, на котором она собирается протестировать самые передовые технологии и отрабатывать принципы деятельности ключевых элементов городских систем будущего: транспортной, энергетической, коммунальной и других. По мнению авторов проекта, полученный опыт можно в дальнейшем с успехом применять не только на территории Японии, но и во всех передовых странах мира.
Возводя на своей земле новый город, руководители автоконцерна строго следуют заветам своего отца-основателя Киитиро Тойоты. Находясь в первых рядах пионеров ­научно-технического прогресса, они с энтузиазмом строят будущее всего человечества. 

Андрей Пучков