05.08.2021

Вольные каменщики из Сан-Марино

Marino2Главное правило братства вольных каменщиков – никому не рассказывать о братстве вольных каменщиков. Этот ключевой запрет тысячелетиями помогал представителям одной из крупнейших профессиональных гильдий Европы незримо влиять практически на все политические и экономические процессы в мире, при этом всегда оставаясь в тени событий. В их власти было назначить или снять с должности высших иерархов церкви, помирить или поссорить могущественных монархов, развязать или завершить кровопролитную войну.
Им завидовали, их боялись, но с ними предпочитали дружить, а не ссориться, тем более что последнее не приводило ни к чему хорошему для зачинщика. Их мастерство всегда было востребовано, а услуги стоили очень и очень дорого. Кроме того, накопленные за века связи и грандиозный политический опыт позволяли им с легкостью нейтрализовать почти все направленные против них интриги и провокации.
Речь идет о профессиональной гильдии строителей, которая возникла на территории современной Италии примерно в Х–ХI вв. и долгое время играла ключевую роль в политической жизни Старого Света.

Очень уважаемая профессия
В Древнем Риме постоянно что-то строили: многоэтажные дома, общественные бани, акведуки, арены для представлений и гладиаторских боев. После падения Римской империи появился новый крупный заказчик – Христианская церковь. Многочисленные храмы и монастыри должны были выглядеть надежно и величественно. Зодчих, способных сделать «все красиво», всегда ценили и уважали.
Постепенно на Апеннинском полуострове образовалось несколько территорий, выходцы из которых стали специализироваться в строительном деле. Все они были объединены в особые закрытые профессиональные гильдии – ложи. Отправляясь на заработки из своих городов, они возводили церкви, замки, городские стены и мосты практически во всех ключевых государствах Европы. Особенно много таких сооружений, построенных предками современных итальянцев, сегодня можно найти на юге Франции и в Испании.
В ХI–ХII вв. их мастерство очень понадобилось на территории Англии, в Шотландии и Ирландии. Здесь они в массовом порядке строили мощные замки-крепости, за стенами которых местная знать пыталась укрыться от многочисленных врагов. В конце XV века нанятые царем Иваном III итальянские мастера возводили красные стены и башни Московского Кремля.
Постройка добротного фортификационного сооружения – дело дорогое, требующее привлечения специалистов, обладающих высочайшей квалификацией. Очень быстро в южной Европе среди апеннинских гастарбайтеров своим мастерством и навыками выделились зодчие из вольного города Сан-Марино.

Монастырь на горе
По легенде первое поселение на вершине горы Монте-Титано в самом начале IV века нашей эры основал пришедший в эти края каменотес и строитель по имени Марин. Он же образовал здесь первую христианскую общину, которая после его смерти и причисления к лику святых стала мужским монастырем, носящим его имя. Братья-монахи не только занимались обустройством своей обители, но и охотно помогали окрестным жителям строить и ремонтировать их дома. Слава об их добрых делах и строительном искусстве очень быстро распространилась по округе. Вскоре на горе возник небольшой каменный городок – Сан-Марино, который постоянно упоминается в папских церковных хрониках начиная с V века.
Полностью независимой и самостоятельной территория вокруг Монте-Титано стала в 855 году. На протяжении всей своей истории это государство всегда старалось избегать конфликтов и решать все вопросы мирно. Это было совсем непросто. Земли вокруг Сан-Марино множество раз меняли хозяев, почти каждый из которых мечтал увеличить свои владения за счет маленького соседа. Но по счастью всем им нужны были опытные и умелые каменотесы, строители и архитекторы. В обмен на свое мастерство сан-маринцы получали не только материальные блага, но и закрепленное во множестве договоров законное право считаться независимыми ни от кого, кроме Бога.
Когда представителя сан-маринской строительной ложи спрашивали, чей он человек, тот обычно отвечал, что является вольным каменщиком. По-старофранцузски – франк-масон (franc-maçon).

Жизнь по уставу
В обители Святого Марина еще со времен ее основания действовал очень прогрессивный для своего времени устав. Каждый член общины должен был не просто соблюдать все положенные обряды и ежедневно молиться Богу, но еще и постоянно самосовершенствоваться и «строить свой внутренний духовный храм». Самой главной добродетелью братья считали труд на благо общества, просветительскую деятельность и заботу о слабых и немощных. В жителях Сан-Марино с детства воспитывалось уважение к законам, дисциплина, ответственное отношение к своему и чужому труду, а еще дружелюбие и умение поддерживать полезные связи.
Со временем в маленьком городе-государстве сложилась очень надежная система юридической защиты граждан, которая позволяла быстро решать все производственные и бытовые проблемы. Отдельной строкой было прописано, что все пострадавшие во время выполнения строительных работ имели право на финансовую компенсацию временной нетрудоспособности. Специальная пенсия полагалась вдовам и сиротам при потере кормильца. По достижению преклонного возраста все члены братства получали право на полный пансион в стенах святой обители.
По сути, в Сан-Марино была изобретена и отлажена система страхования жизни и здоровья, а также заложены основы современной европейской пенсионной системы. Не удивительно, что при таком отношении к людям строительные бригады из Сан-Марино были одними из самых влиятельных, сплоченных и дисциплинированных профессиональных гильдий средневековья.

Символы мастерства
Самые знаковые достопримечательности Сан-Марино – три средневековые башни, которые уже много веков взирают с вершины Монте-­Титано на окружающие равнины и являются официальным символом республики. Их имена – Гуаита, Цеста и Монтале. По сути, их возведение носило скорее демонстративный и рекламных характер, чем военно-стратегический. Хорошо видимые со всех сторон башни как бы говорили окружающим: «Хотите, чтобы у вас в городе были такие же? Обращайтесь».
Первая башня – Гуаита – была построена еще в начале X века прямо на скальной основе, без какого-либо фундамента. К ней примыкают два ряда крепостных стен, усиленных несколькими дополнительными башнями. Сооружение неоднократно перестраивалось и сегодняшний облик соответствует образу XVI века.
Вторая по живописности и значимости башня Сан-Марино была построена в XI веке на самой высокой точке Монте-­Титано. Она выполняла функцию основной сторожевой башни, откуда дозорные круглосуточно вглядывались в долину, высматривая неприятеля.
Третья, самая маленькая башня, – Монтале, была возведена в середине XIII века на месте более древнего фортификационного сооружения, которое располагалось на этом месте в прошлом тысячелетии. Долгое время она играла роль местной тюрьмы.
Но сами сан-маринцы больше всего гордятся не своими башнями, а системой водоснабжения и канализации. Так как больших запасов воды на горе Монте-Титано не наблюдается, а в округе есть только две небольшие речки, жителям карликового государства с первых дней его существования приходилось изобретать различные нетривиальные способы обеспечения себя водой. Трудолюбивые и находчивые жители выдолбили в скалах огромные водосборные резервуары-­цистерны, которые действуют и по сей день. Вода в них поступала по сложной системе водостоков, которая собирала всю дождевую влагу, выпадающую в этом месте. Воду из цистерн можно было достать через специальные колодцы, которые находятся на главной торговой площади и на всех перекрестках основных улиц.
Кроме того, в средние века сан-маринские умельцы разработали систему уличных колонок-поилок. Любой желающий мог подойти к ним, нажать на специальный рычаг и получить порцию воды, примерно равную 200 мл. После этого подача воды автоматически приостанавливалась – это позволяло не допускать напрасной траты дефицитного ресурса.

Тучи над маленьким городом
Умение сан-маринцев проводить сложные политические комбинации и оказывать серьезное влияние на решение ключевых административно-хозяйственных вопросов в других государствах мало кому нравилось. Но особенно терзали соседей слухи о несметных сокровищах, которые монахи-строители якобы хранят в пробитых ими пещерах, ведущих в самое сердце горы Монте-Титано. В 1543 году Папа Римский Павел III снарядил специальную карательную экспедицию с целью раз и навсегда покончить с «сан-маринской ересью». Посланные войска спустя некоторое время вернулись и сообщили, что не смогли выполнить задачу, потому что… заблудились.
Абсурдность оправдания в том, что речь шла не о захвате какого-нибудь маленького го­родка в глухих горах, а о городе-государстве, расположенном на высокой горе, на целых 700 м возвышающейся над окружающей равниной. Не найти ее даже темной итальянской ночью было просто невозможно. Скорее всего, нанятое понтификом войско было перехвачено на марше делегацией вольных каменщиков. Подкупом или другими убедительными аргументами наемники были полностью «размотивированы». День этой бескровной победы и сегодня празднуется в Республике Сан-Марино как государственный праздник.
Отбившись от притязаний католической церкви, страна в 1600 году утвердила на своей территории действие первой в Европе конституции. В эпоху наполеоновских войн Сан-­Марино вновь удалось сохранить независимость. Говорят, Наполеон даже предлагал сан-маринцам дополнительные территории «за заслуги». Но мудрые каменщики от щедрого подарка отказались, ответив, что чужой земли им не надо, но и от своих 60 кв. км они никому ни сантиметра не отдадут. Уже в XIX веке, в эпоху войн за объединение Италии, Джузеппе Гарибальди вдруг сделал исключение для миниатюрного государства и позволил им сохранить фактическую независимость от власти Рима.

Вчера, сегодня, завтра
В наше время строительная отрасль утратила былое значение в жизни этого крохотного государства, все население которого сегодня составляет около 34 000 человек. Несмотря на это, в стране действует Республиканский университет, одна из ключевых кафедр которого – архитектурно-строительная. Кроме этого здесь преподают правоведение, медицину и учат страховому делу. В общем, всем тем основным направлениям, которыми занимались и до сих пор занимаются жители Сан-Марино.
Кстати, начиная с XVII века маленькое государство научилось зарабатывать серьезные деньги, выпуская… почтовые марки. Их печатали огромными тиражами, но все они мгновенно расходились по альбомам частных коллекционеров.
Продолжая развивать вновь открытое перспективное направление, сан-маринцы сегодня получают около 25% государственного дохода, чеканя свои собственные евро, которые тоже с охотой раскупаются ценителями нумизматики. Право на эмиссию общеевропейской валюты карликовое государство «выбило» из Евросоюза в самом конце прошлого века. Самое интересное, что страна до сих пор не является официальным членом ЕС.
А еще Сан-Марино – это настоящий налоговый рай, в котором все основные налоги и фискальные сборы значительно ниже, чем в окружающей страну Италии и всех остальных государствах Европы.
Правда, стать полноправным гражданином здесь очень и очень сложно. Иностранцу для этого необходимо не менее 30 лет постоянно жить и работать на его территории или жениться (выйти замуж за сан-маринца) и прожить в браке не меньше 15 лет. Нарушить это правило не могут помочь даже самые высокие связи.

Другие вольные каменщики
Ничто не может существовать вечно. По мнению историков, некогда могущественная транснациональная организация строителей и камнерезов со временем стала распадаться на отдельные национальные объединения. В XVII веке дошло до того, что в братство вольных каменщиков стали принимать людей, не имеющих никакого отношения к строительству. Например, в 1646 году Лондонская масонская ложа приняла в свои ряды некоего Элиаса Эшмола – антиквара, о чем он немедленно рассказал всем своим друзьям и знакомым.
Так, начиная с середины XVII века тайные масонские ложи постепенно выродились в общественно-политические движения, в которых больше внимания уделялось театральности ритуалов, чем сакральным идеям отцов-основателей.
Сохранились ли настоящие, а не ложные франк-масоны, и действуют ли они в нашем мире сегодня? Доподлинно это неизвестно.
Ведь главное правило братства вольных каменщиков – никому не рассказывать о существовании братства вольных каменщиков. 

Андрей Пучков