Владимир Городецкий: от результатов нашего труда зависят комфорт и спокойствие граждан

DSC_0132_1Открытое обсуждение и поиск максимально эффективных решений в вопросах развития жилищно-коммунального хозяйства – один из важнейших приоритетов работы правительства Новосибирской области. Поделиться своим опытом совершенствования сферы ЖКХ и перенять опыт других субъектов РФ регион готов в рамках Всероссийского совещания «Эффективное управление жилищно-коммунальным хозяйством в целях создания благоприятных условий проживания граждан», которое проводится в Новосибирской области в эти дни.

– Владимир Филиппович, жилищно-коммунальное хозяйство – одна из основных сфер жизнеобеспечения региона. Какие показатели развития ЖКХ Новосибирской области демонстрирует сегодня?

– В наших природно-климатических условиях от нормальной работы ЖКХ зависит не только комфортное проживание, но и безопасность людей. Все вопросы функционирования и развития отрасли находятся на постоянном контроле правительства Новосибирской области. Другие подходы к управлению столь масштабной сферой просто невозможны. Только за первое полугодие 2016 года общая стоимость объема услуг, оказанных предприятиями жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области населению, составила свыше 12,5 млрд руб. При этом в регионе хорошие показатели фактических сборов денежных средств от населения, они составили 98,5%. Жилищно-коммунальное хозяйство – сфера во многом непростая. В то же время это очень динамичная отрасль, способная адаптироваться под современные экономические тенденции. На рынке услуг в сфере ЖКХ сегодня работают предприятия разных форм собственности, в том числе весомо представлен частный сегмент. Однако перевес все же за предприятиями, находящимися в управлении государства: из 698 организаций ЖКХ Новосибирской области более 50% – муниципальной и государственной формы собственности. В Новосибирской области обширная, разветвленная коммунальная сеть, включающая 1239 источников тепловой энергии, 2793 источника питьевой воды, 3790 км тепловых сетей, 10 280 километров сетей водоснабжения, 2425 км канализационных сетей.

Однако самым главным и самым важным ресурсом отрасли всегда был и остается ресурс человеческий. В сфере ЖКХ трудятся более 26 тысяч человек, и именно на их труде, ответственном отношении к делу в большой степени основывается бесперебойная работа инфраструктуры ЖКХ. В современных условиях эффективное развитие отрасли предполагает все более активное использование схем государственно-частного партнерства. Перспективной считается такая форма привлечения инвестиций в сферу ЖКХ, как заключение концессионных соглашений.

– По каким направлениям и насколько эффективно эти формы развития отрасли работают в регионе – в том числе на селе, где коммунальная инфраструктура требует особого внимания?

– Из областного бюджета коммунальным предприятиям районов области ежегодно направляются субсидии, превышающие 800 млн руб. Это средства на покрытие эксплуатационных затрат, подготовку к отопительному периоду. Но сегодня настало время, когда необходимо повышать эффективность работы предприятий ЖКХ, находить новые источники инвестиций в отрасль – не только бюджетные. Задача, конечно, непростая, – с учетом той долгой финансовой отдачи, которую может обеспечить отрасль.

Для повышения эффективности управления предприятиями в Новосибирской области сформирован и утвержден график передачи в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства неэффективно управляемых муниципальных предприятий ЖКХ. Это правильный путь, ведь по условиям концессии все обновленное имущество остается в муниципальной или государственной собственности. А значит, государство остается главным ответственным за жизненно важную для людей инфраструктуру. В целях формирования инвестиционной привлекательности активов предприятий ЖКХ Стратегией развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года определена необходимость укрупнения предприятий. В связи с этим в Новосибирской области подготовлен проект закона о передаче полномочий в сфере теплоснабжения и водоснабжения населения с уровня сельский поселений на районный уровень. Это создаст правовую базу для укрупнения муниципальных предприятий. Вместо 10–15 коммунальных предприятий в каждом муниципальном районе будет создано одно-два. Это поможет сократить излишние расходы и направить сэкономленные средства непосредственно в отрасль. Но одного укрупнения, на мой взгляд, конечно же, недостаточно, нужны инвестиции, и министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики региона активно работает на их привлечение. Но расчеты возврата инвестиций в коммунальном комплексе достаточно длительны.

Закладывать эти издержки в тариф, фактически перекладывая их на потребителя – путь неконструктивный, по нему двигаться мы не будем. Наша задача – гарантировать гражданам стабильность и приемлемый уровень тарифов. Поэтому путь предоставления мер господдержки проектам государственно-частного партнерства в настоящее время является максимально выверенным и эффективным.

– Планируются ли к реализации в регионе заметные инвестиционные проекты в сфере модернизации систем ЖКХ?

– Конечно, такие проекты есть, и в числе самых масштабных из них – не только в нашем регионе, но и на фоне других субъектов – проект реконструкции систем теплоснабжения на двух площадках – в городе Оби и рабочем поселке Маслянино. Этот проект готовится к реализации в Новосибирской области на условиях софинансирования с государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию ЖКХ. Субсидии Фонда пойдут на возмещение части затрат на строительно-монтажные работы при проведении модернизации или реконструкции данных объектов инженерной инфраструктуры. Всего софинансирование федерального Фонда ЖКХ получат 12 субъектов РФ, и наш регион попал в их число. По оценке Фонда, этот проект – один из самых крупных в России, в кото­рый включается госкорпорация. В октябре планируется подписание соглашения между Новосибирской областью и госкорпорацией по реализации данного проекта. Все объемы работ по модернизации систем теплоснабжения в городе Оби и рабочем поселке Маслянино планируется выполнить в 2016-2017 годах. Общий объем финансирования составит по Оби – 500 млн руб., по Маслянино – 228 млн. руб. С правовой и финансовой точки зрения подобный механизм предоставления субсидий из бюджетной системы Российской Федерации сегодня наиболее проработан. Уверен, что дальнейшее развитие подобных проектов с финансовым участием бюджетов федерального и регионального уровня является сегодня наиболее правильным направлением…

Полный текст можно прочитать в № 10 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2016 год