10.03.2022

Вазген Оганесян: «Любить – значит, испытывать самое великое счастье»

0202_1Вазген Оганесян – один из уникальных певцов своего поколения. Родился в Краснодаре, обучался в Центре оперного пения под руководством Галины Вишневской, выступал во многих городах мира. Директор музыкального фестиваля «Слава тебе, любовь, приносящая мир!», организовывает благотворительные концерты для больниц, хосписов, детских домов, ветеранов войны. Артист удостоен звания «Молодой посол мира» за храбрость и бескорыстное служение, проявленные в зонах военных конфликтов, и за оказание психологической помощи детям, пострадавшим от военных действий. Награжден орденом «Сердце Данко» в номинации «За личный вклад в развитие российской культуры».

– Вазген, ваше имя означает «свет священного знания». Как вы считаете, повлияло ли оно на выбор жизненного пути?
– Думаю, да, особенно учитывая, что Вазген I – это Патриарх Армянской апостольской церкви. Он был образованнейшим человеком и сделал очень многое для возрождения церкви в непростые времена, когда вера в Бога была под запретом. С детства мне тоже хотелось быть патриархом, чтобы иметь возможность помогать людям, попавшим в беду. Я пел в церковном хоре русской православной церкви, был пономарем, изучал историю церкви и даже обучал чтению на церковно-­славянском языке и правильному ведению службы готовившихся к рукоположению священно­служителей по просьбе архиепископа Исидора Краснодарского и Кубанского. Мне было тогда 11 лет. Но лейтмотивом моего саморазвития всегда было только одно – желание помочь людям стать счастливее. Для этого нужно помочь людям полюбить Бога, самих себя, своих близких, свой город… Я выбрал для себя этот путь – нести в мир любовь. Голос и поэтический дар – это лишь средства сделать это.
– И еще вы пишете картины.
– До определенного момента я совсем не умел рисовать. Даже ровная линия мне не удавалась! На мою способность рисовать каким-то неведомым способом повлиял Зураб Константинович Церетели, который, однажды увидев меня в рясе мира (с изо­-
бражением флагов разных государств. – Авт.), захотел написать мой портрет. И в меня вошла какая-то неведомая художественная энергия. Хотите верьте, хотите нет, но после общения с мастером я взял карандаш и начал рисовать. И за час нарисовал Иисуса Христа, Серафима Саровского, Сергия Радонежского – вполне узнаваемо.
– Когда вы наиболее полно ощутили, что любовь – смысл жизни?
– Когда я влюбился в девушку… И хотя моя любовь осталась безответной, это чувство дало мне ответы на многие важные вопросы. Внезапно все, что я до этого знал, заиграло новыми красками. Любовь вознесла разум выше рассудка. Я почувствовал, что любить – значит, испытывать самое великое счастье и что самая угодная Богу молитва – это любовь. Это чувство воспитало мою душу, открыло мне истинный смысл существования.
– Вы были удостоены званий «Молодой посол мира ООН» и «Почетный гражданин Российской Федерации». Что они для вас значат?
– Пожалуй, любому человеку независимо от возраста приятно, когда его труд замечают и ценят. Для меня очень трогательным моментом стало получение звания почетного гражданина России еще и потому, что мне вручали его после Шаварша Владимировича Карапетяна – великого советского пловца, многократного чемпиона страны и мира. С детства я восхищался подвигом этого великого человека, когда он, бросившись за утонувшим троллейбусом, спас десятки людей от неминуемой смерти, рискуя своей собственной жизнью. На таких ярких примерах подвигов наших современников можно и нужно воспитывать подрастающее поколение. Что касается лично меня, то я сам неоднократно по зову души был в горячих точках. Ездил как волонтер, певец и психолог в одном лице, разгружал гуманитарные грузы, оказывал психологическую помощь людям, пострадавшим от военных действий, и многих с Божьей помощью вытащил из депрессивных состояний, проводил для них благотворительные концерты и многочасовые беседы, примирял представителей разных национальностей конфликтующих сторон. Сейчас много говорят о патриотизме, не понимая его сути и часто противопоставляя свою страну другой. Истинный патриот всегда будет ценить и уважать другие страны, их культуру и самобытность. Для меня Россия – это не только красота, а что-то глубинное, неповторимое. Я абсолютно уверен, что, если бы родился в другой стране, никогда не смог бы обрести такой опыт души – от бесконечной радости до бесконечного трагизма. И конечно, я благодарен России за то, что она приютила миллионы представителей разных народов – в том числе и моих предков армян, и многих других, и все они здесь мирно живут и работают и тоже вносят свой вклад в развитие нашей общей родины.
– Вы неоднократно бывали в зонах военных конфликтов, что из пережитого там стало для вас самым страшным?
– Наверное, самое страшное – это осознание того, что человек может дойти до уничтожения себе подобных. Почему из-за идеологии нужно кого-то безвозвратно лишать жизни, разрушать церкви, мечети или дома? Сейчас весь мир находится в большом напряжении, и у каждого политика есть свое понимание правоты, свой незыблемый аргумент. Важно осознать, что у стран есть один враг, и он общий – это болезни, нищета и голод. Важно скооперироваться и работать во благо всего человечества. Нельзя ставить идеологию выше человеческой жизни! Там, где нет любви, нет прощения и понимания, нет перспективы, там тупик. Мне хотелось бы обратиться с просьбой ко всем людям помолиться о мире.

Молитва о Мире

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа Аминь. Боже милосердный, призвавший к жизни каждого человека, Пробуди во всех людях Любовь, ведущую к созиданию к жизни, к милосердию и взаимопониманию. Простри милосердие Твое Над всеми народами Мира, Дабы Любовь царила в их душах, и желание жить в мире и взаимопонимании. Пусть главным желанием каждого русского, украинского, славянского, кавказского, европейского, американского и любого сердца человеческого станет любовь к тебе все любящий Господь, ибо истинно любящие тебя творят только добро. Пусть главным деланием в жизни каждого человека будет любовь к друг другу и сохранение мира на земле. Боже, неведомы нам пути спасения, уготованные Тобою для нас, но я молю тебя сердцем всех россиян и украинцев и сердцем всех людей на земле, войди в наши души, умы и сердца и пробуди в нас твое Царство, чтобы мы, все люди земли, видели в друг друге отблеск твоей любви и осознавали, что мы все дети твои, во всех нас течет единая человеческая кровь одного красного цвета. Освободи, Боже, сердца всех политиков от страха, недоверия, сомнения и всели в них любовь и премудрость твою, дабы все возникающие разногласия разрешались в мир и любовь. Даруй радости всем матерям и отцам живыми и здоровыми видеть своих детей и вовлеченными в радость сотворенной Тобой жизни. Боже, сподоби нас всех людей на земле жить в мире, полном Твоей Любви, и служить тебе делами добра, милосердия и любви. Да пребудет царство твое Отца и Сына, и Святого Духа всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

«Нашим городам нужны аллеи любви»
– Ощущаете ли вы, что у каждой страны или города есть свой особый ритм? Как, на ваш взгляд, звучит наша столица, другие мегаполисы или малые исторические города России?
– Безусловно, у каждого города есть свой аромат, свой ритм, своя энергия, свое мироощущение. Мегаполис, наверное, для меня звучит как гимн – такое тройное форте. А допустим, Суздаль – это молитвенная тишина, голубоглазый взгляд на Бога. Там другая мелодика, больше приобщенности к природе.
– Вы родились в Краснодаре, живете в Москве, выступаете с концертами во многих городах мира. Комфортный город – какой он для вас?
– Я считаю, что улучшение городской среды способно благосклонно повлиять на самочувствие человека. Людям нужны комфортные оазисы для общения и саморазвития. Я хотел бы предложить построить аллеи любви, музыки и мира – у меня есть уже готовый проект. Если в каждом городе мира появится такая аллея, то, я уверен, любой приходящий туда направит свои мысли в мирное русло. В этой аллее посетители смогут услышать песни о любви на всех языках мира, узнать историю разных стран. Проникнувшись любовью к культуре разных народов, человек станет добрее и терпимее. Аллеи любви можно заложить и в миниатюрном варианте в рамках программы благоустройства придомовых территорий. Я абсолютно уверен, что если губернаторы и мэры помогут осуществить этот проект, то они никогда не пожалеют об этом. Потому что нет ничего благороднее в жизни, чем оставить в истории своих городов след любви.
– Как появилась такая идея?
– С детских лет я мечтал помирить все народы мира, и эта мечта никуда не исчезла. Однажды выдающаяся хорватская певица Лана Кос – она мой близкий друг, пригласила меня выступить в Хорватии. В один из вечеров мы с участниками фестиваля проговорили почти до утра. Я лег только в пять, а уже в семь решил прогуляться к морю. В наушниках звучала молитва «Отче наш» в исполнении выдающегося певца Марио Ланца. Там была высокая гора, а наверху крест. И я решил подняться до креста. Поднявшись уже очень высоко, я увидел выжженную часть горы. У меня в голове возник образ девушки с обожженными лицом и ресницами. Я вдруг почувствовал такую боль в душе, что даже зарыдал. Поднявшись наконец к кресту, я вдруг услышал внутренний голос: «Вазген, нарисуй здесь мое сердце». После того как я спустился с горы, я узнал, что после сербско-хорватской войны там остались мины и что на гору запрещено подниматься. Об этом предупреждали таблички, но хорватским я не владею. Бог меня уберег. И я пообещал горе посадить на ней цветы. Я возвратился на гору снова и сделал это. И нарисовал большое сердце, заполнив его флагами сербов, хорватов, Боснии и Герцеговины – всего югославского мира. Когда я это сделал, то испытал огромное счастье. Ведь вместо того, чтобы забрасывать землю бомбами, нам нужно осыпать ее любящими сердцами.
– Вы написали «Акафист Любви». Расскажите об этом подробнее.
– Это пятидесятиминутное славословие, молитва, обращение к Любви. Премьера прошла в Москве, в католическом соборе непорочного зачатия Девы Марии на Большой Грузинской. А в Санкт-Петербурге «Акафист Любви» прозвучал на Дворцовой площади, также фрагментарно он был прочитан в Храме Святого Петра в Ватикане. Бог даст, скоро я прочту его с замечательными артистами Санкт-Петербурга в Исаакиевском Соборе. А когда-­нибудь, надеюсь, и во всех странах мира. Мой друг, замечательный переводчик Мария Стрымту, перевела «Акафист любви» на английский язык. Когда он звучит, это такая терапия любви, потому что музыка и слова исцеляют, если они правильные и от души.
– Судьба сталкивала вас с выдающимися людьми современности. Расскажите о знакомстве с Муслимом Магомаевым.
– Сначала я узнал о нем как о писателе: на меня огромное впечатление произвела книга о Марио Ланца, написанная Муслимом Магомаевым. Я даже представлял, как мы будем вместе с ним слушать Ланца и беседовать о его творчестве. Спустя 20 лет Бог подарил мне возможность познакомиться с Муслимом Магометовичем. Я бывал у него в доме, у меня сохранились записи, на которых он мне аккомпанирует на рояле, а я читаю ему свои стихи. Я хорошо запомнил его слова: «Если бы все люди думали, как ты, Вазген, то в мире не было бы войн». Муслим Магометович оказал на мое творчество огромное влияние. Благородный человек, ранимый, гениальный в полном смысле этого слова – не только как певец, но и как пианист. Сегодняшнему времени очень не хватает таких теплых и отзывчивых людей. Это касается и Мстислава Ростроповича с Галиной Вишневской. Эти люди приблизили меня к себе как родного. Я даже жил у них с 2002-го по 2006-й годы. Смело могу сказать, что они мои музыкальные и духовные родители: не только взяли учиться, но и приютили, дали работу, ведь приехал я в Москву ни с чем. Могу похвастаться: мне Ростропович подарил свой костюм, который носил в юности. Многими своими смелыми и добрыми поступками я обязан именно ему. Он никогда не был равнодушен к чужому горю. Сам посыл Ростроповича в мир – это делать добро, созидать, помогать, спасать. Для него это была норма – накормить голодного, приютить, кому-то денег дать. Такой был человек! И я, имея такой пример в жизни, стараюсь тоже нести этот свет добра.
– В начале пандемии вы помогали нашим соотечественникам вернуться из Индии в Россию. Как это случилось?
– Секрет один: верю, что Бог во всем поможет. Моя ученица поехала в Индию и я, как педагог по вокалу, наблюдал за ее путешествием в соцсетях, переписывался с ней. В это время началась пандемия, и я спросил, как у нее дела. Она ответила, что все ужасно, что не удалось вылететь по уже купленным билетам из-за локдауна. И таких, как она, были тысячи. Я нашел мобильный телефон официального представителя МИД РФ Марии Захаровой и отправил ей голосовое сообщение. Она перезвонила и тут же взялась нам помогать. Приходилось работать в режиме нон-стоп: порой мы выходили на связь друг с другом в 12 часов ночи – работали по спискам, выясняя, кому в первую очередь нужна помощь. Я все эти дни работал еще и как психолог. Также я обратился в оперативный штаб, передав всю информацию и объяснив сложность ситуации. Я очень благодарен, что молниеносно отреагировали на мою просьбу. Были организованы два рейса из Индии в Москву, потом в Санкт-Петербург.
– Самый ценный совет, который вы получали в жизни?
– Таких советов было несколько. Самый первый я получил от Галины Павловны Вишневской при первом посещении ее дома в Санкт-Петербурге на Кутузовской набережной. Я тогда еще не знал, получится ли учиться у великой оперной певицы, ведь я не заканчивал ни музыкальное училище, ни консерваторию – кстати, как и она сама. По разным обстоятельствам я не попал в эти учебные заведения, но не отчаивался и верил. Вишневская посмотрела на меня своими бездонными зелеными глазами и произнесла: «Вазген, если ты поставишь себе цель и будешь идти к ней не отступая, ты своего добьешься». И вот спустя время я прочел в журнале, что она открывает Центр оперного пения. И я поехал в Москву и стал не только учиться, но и работать. Еще один совет, который дала Майя Михайловна Плисецкая, звучал так: «Никогда не сдавайтесь! Никогда. Что бы ни было. Жизнь одна, и нужно бороться. Не позволяйте тяжелым обстоятельствам, завистливым людям разочаровать вас в ваших прекрасных благих мечтах. Вы должны победить».
– Поделитесь вашими планами на год.
– Ближайшие мои планы – это создание первой аллеи любви. Возможно, это будет реализовано в деревне у путешественника Федора Конюхова. Хотелось бы также установить сердца дружбы и еще один мой архитектурно-поэтический проект, посвященный Иисусу Христу. Еще есть у меня сценарий. По нему можно снять потрясающий художественный фильм, но я пока плохо понимаю, где могу изыскать финансовые ресурсы. Мой сценарий затрагивает всю историю человечества от Адама и Евы. И еще одна моя мечта – создать свой оркестр. Есть уже концепция, которая выделяла бы этот оркестр среди других. Оркестр мог бы играть произведения новых композиторов, тем самым стимулируя композиторскую школу. В этом я вижу жизненную необходимость.
– Впереди 8 Марта – Международный женский день. Что бы вы пожелали нашим читательницам?
– Я хотел бы поздравить всех наших женщин стихами.

Я чувствую и сердцем понимаю,
Что женщина в любви святая.
И в ней чиста, как Богоматерь пресвятая.
Ее любовь нужна, чтобы цветы росли
И в этом мире воплощались все твои мечты.
Чтобы услышать от дитя
«мой папа, я люблю тебя».
И вся твоя душа от этих слов
чтобы восторгом счастья зацвела.
Ее глаза нужны, чтобы ты постиг вершины чистоты
И в них увидел всю непостижимость красоты,
Чтобы взглядами своими тебя зацеловать,
Чтобы дождем волос и поцелуем рук
сам рай в тебе создать.
Ее краса нужна, чтоб лунные сонаты сочинялись
И сквозь столетия нам души красотой своей обнимали.
Она нужна, чтобы Бетховены рождались
и Данте, Пушкины, Шекспиры
в нашем мире появлялись.
Ее любовь нужна, чтобы каждое дитя
Все ощутило счастье бытия.
Она нужна, чтобы ты влюбиться мог
И стать счастливым словно бог
И мир по-новому увидеть смог.
И разум свой мечтами напоить
И душу, сердце счастьем ощущения осветить.
Ее любовь нужна, чтоб жизнь, поэзия и красота
Средь нас и в нас всегда жила.
Я знаю: женщина в любви святая….