Школа пола

3d-3D.jpg_q50Неповторимую атмосферу помещения создают не только мебель, стены или, скажем, шторы. Основа любого интерьера, задающая общее звучание дизайна хоть квартиры или дома, хоть офиса – это пол.
Сегодня на рынке представлено бесконечное разно­образие напольного покрытия, начиная от относительно недорогих материалов – таких как линолеум, ламинат, ковролин или кафельная плитка, до более дорогих вариантов – мармолеума и паркета.
С их помощью любой желающий даже в небольшом помещении может создать свою собственную реальность – например, при желании превратить пол квартиры в иллюстрацию из подводного мира, изменяя, украшая и наполняя его соответствующими аксессуарами и используя современные отделочные материалы.

Аттракцион для царицы Савской
В Древнем Египте, Вавилоне, Древнем Риме и других античных государствах на обустройство пола влиял жаркий климат. Изначально здесь отдавали предпочтение камню, способному хранить прохладу в зной. В домах простолюдинов могли использовать глину. После освоения изготовления керамики и плитки пол начали выкладывать разноцветным мозаичным рисунком. В конце II века н.э. важную роль в интерьере роскошного дома стал играть «римский пол». Искусно выложенный сложным орнаментом из мраморной плитки и цветных камней, он свидетельствовал о богатстве хозяина.
В странах, богатых лесом, пол мастерили из дерева. Наши предки в северных районах Руси выстилали пол плахами. В воспоминаниях об экспедициях 1902–1906 гг. и 1907 г. русского путешественника Владимира Арсеньева «По Уссурийскому краю» говорится, что жители этого региона в начале XIX века при постройке временных укрытий кидали на пол сосновые ветки. Проживающие в постоянных жилищах использовали доски.
Кочевые народы, как и обитатели пещер, выстилали пол шкурами и тканями. В последующем они научились делать из досок разборный пол и стены и стали перевозить их с собой на новое место стоянки.
Со временем люди освоили изготовление из нестроганых досок сложнейших поверхностей с инкрустацией, включа- ющих в себя не только драгоценные породы дерева, но и перламутр, самоцветы. Менялись эпохи – появились паркет, паркетная доска, ламинат.
С развитием химической промышленности появилось еще одно покрытие, ставшее поистине революционным –
линолеум.
Научившись изготавливать стекло, люди стали его использовать и при укладке пола. Согласно ветхозаветной «Книге Эсфирь» есть легенда о красавице-царице Савской, правительнице аравийского царства Саба (X век до н.э.). Никто в царстве не мог увидеть ног царицы, так как она их никому не показывала. Все думали, что вместо ног у нее копыта. Хитрый царь Соломон пригласил ее в тронный зал своего дворца. Пол в зале был хрустальный, а под ним плавали рыбы. Войдя в помещение, царица машинально приподняла подол платья, боясь намочить его. Так Соломон смог разглядеть ее обычные, но… по-мужски волосатые ноги. Вероятно, это был один из первых в истории опытов создания стеклянного пола, однако широкого распространения он не получил: дороговато выходит. А царице Соломон, кстати, помог, поделившись чудодейственной мазью – вероятно, так и появилась эпиляция.
В основном стеклянные полы делают на смотровых площадках высотных строений – получается своего рода аттракцион, как, например, в Останкинской башне в Москве. А мексиканский дизайнер Эрнандес Сильва устроил пол из стекла в туалете одного из номеров на 15-м этаже гостиницы. При этом сам туалет он расположил в лифтовой шахте. Постояльцы, проживающие в этом номере, могут увидеть бездну под ногами. Не каждый может преодолеть страх при посещении такого туалета…

Чудо под ногами
В наши дни все большую популярность приобретают полы с 3D-эффектом. Хотя придуманы они были давно – мастерам XIV века уже был известен этот прием. И кафедральный собор Санта-­Мария-дель-Фьоре во Флоренции (Италия), строительство которого длилось шесть веков начиная с 1310 года, тому доказательство. Пол в храме, выложенный из мрамора архитекторами Баччио и Джулиано д’Аньоло, Франческо да Сангалло и другими мастерами того времени, представляет собой отличный пример 3D-граффити. Мастерство его изготовления и сейчас впечатляет.
В Казанском соборе Санкт-­Петербурга, построенном в 1801–1811 годах XIX века, также можно увидеть объемный рисунок на полу. Он выложен из разноцветного мрамора в виде объемной решетки: по центру – восьмиконечная звезда, а от нее в разные стороны расходятся множественные лучи, пересекающие семь кругов, находящихся на одинаковом расстоянии друг от друга. Завершается рисунок сложным орнаментом. Цвет плиток подобран так, что создается иллюзия объема.
Самая простая, но и самая эффектная классическая иллюзия восприятия глубины на полу выложена мозаикой в виде объемных кубиков в соборе Сальтас (Аргентина) и в отеле Sunshine City в японском Токио. Рисунок пола сделан так, что человеческий мозг неосознанно воспринимает плоский рисунок как выпуклый.
В 1930-х годах американский врач-офтальмолог Адельбер Эймс, используя свои наблюдения и знания, создал комнату с графико-­оптической иллюзией. Используя проекцию, он изменил форму комнаты. Если человек в этой комнате идет от левого угла в правый или наоборот, создается оптическая иллюзия – или будто он растет и становится гигантом, или наоборот уменьшается и превращается в карлика. И все это происходит за считанные минуты на глазах у зрителей.
Кстати, этот же принцип был взят за основу итальянскими уличными художниками и применен в 1972 году для разрисовки стен домов и асфальта объемными рисунками. Впоследствии дизайнеры воодушевились этой идеей, воплотили ее внутри квартир и общественных заведений и дали название это технике – 3D-пол. По сути, это наливное бесшовное полимерное покрытие, интерес к которому растет с каждым днем.
По мнению специалистов в этой области, наливные полы обладают завидными эксплуатационными преимуществами: прочностью, безопасностью, экологичностью, пожаро­устойчивостью, нескользкой поверхностью, стойкостью к ультрафиолетовому излучению, влаге и агрессивным веществам. К тому же у наливного пола большой срок эксплуатации, он подходит для любых помещений и прост в уходе. Всего-то нужно убирать его по мере загрязнения, мыть различными чистящими средствами – как вручную, так и с применением различной бытовой техники. Для продления срока службы желательно раз в год наносить полироль или мастику.
Изготовить такой пол можно и самому. С технологией можно ознакомиться в интернете, информации сейчас предостаточно. Перед проведением ремонтных работ лучше застраховать свое жилье на случай непредвиденных происшествий. Если при заливке пола по какой-то причине произойдет протечка и вы затопите соседей, компенсацию за устранение неполадок им выплатит страховая компания. Но лучше все-таки обратиться к специалистам, так как технология создания требует внимательности, опыта и мастерства…

Полный текст можно прочитать в №2 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2020 год