Что ждать от мегаполиса будущего?

CSvok3fh6Y3uXD6UxCgWyCpvMZJ129kzawtHYqFAГлобализация и урбанизация в современном обществе идут рука об руку. Сельские жители системно становятся горожанами, бросая новые вызовы сити-менеджерам. По словам экспертов, ежедневно в мегаполисы мира переезжают 200 000 человек! Скрывающиеся за этими цифрами проблемы и другие вопросы современного градостроительства обсуждали на Московском урбанистическом форуме Moscow Urban Forum 2018 (MUF), который в течение недели проходил у стен Кремля в парке «Зарядье». Тема международного конгресса звучала так: «Мегаполис будущего. Новое пространство для жизни». На одной площадке организаторы объединили деловую программу и фестивальные события. Московский форум стал вторым важным информационным поводом в этом году после чемпионата мира по футболу и собрал 11 тысяч участников из 68 стран.
Деловая программа длилась два дня – 17 и 18 июля. В концертном зале «Зарядья» выступили более 300 спикеров. В их числе ведущие архитекторы мира, мэры крупнейших мегаполисов, лидеры знаковых международных мегапроектов, представители глобальных корпораций. Эксперты обсуждали результаты масштабных городских трансформаций последних десятилетий, перспективы развития мегаполисов, адаптацию инфраструктуры к меняющимся требованиям современного мира.
Гостей форума приветствовал президент России Владимир Путин. В своем выступлении он отметил, что Москва стала законодательницей мод по качеству и комфорту городской среды и сегодня задает стандарты развития современных мегаполисов. Президент подчеркнул, что Россия намерена реализовать программу пространственного развития, которая позволит преобразовать большие и малые города по всей стране, обустроить инфраструктуру сельских территорий.

«Я у мамы инженер»
Городской фестиваль форума под девизом «Связывая поколения» подготовил более ста образовательных, спортивных и развлекательных мероприятий. Слоган фестиваля соответствовал программе и объединял события для всех возрастов. Неделя городского фестиваля включала тематические мастерские, кинопоказы, спектакли, мастер-классы, творческие лаборатории, дискуссии и лекции звезд мировой урбанистики.
Так, например, посетители смогли пройти уникальное генотипирование и узнать свой уровень стрессоустойчивости. В утренние часы любители йоги могли позаниматься на парящем мосту над Москвой-рекой. На одном из мастер-классов предлагали с помощью смартфона «оживить» голограмму и узнать много интересного о культурных объектах Москвы. В «Заповедном посольстве» был организован виртуальный музей архитектуры, где были представлены нереализованные проекты знаменитых архитекторов. Для детей работала архитектурная мастерская, где проходил мастер-класс «Я у мамы инженер. Строим Шуховскую башню».

Главное – люди
По прогнозам ООН, к 2050 году горожанами станут более двух третей населения мира. На форуме предрекли появление к 2050 году как минимум десяти мегагородов с населением от 50 до 100 млн человек и пяти супергигантов с населением более 100 млн человек.
При этом главным преимуществом растущих мегаполисов эксперты назвали человеческий капитал. И главная задача управленцев – сохранить этот капитал в конкретном городе и способствовать его креативной реализации. Предложений по этому поводу прозвучало много. Некоторые наверняка останутся только словами, другие станут основой для новых идей, а третьи будут переработаны и взяты на вооружение. А прежде всего участники MUF пытались найти ответ на вопрос – что должно быть в центре развития современного мегаполиса? Говорили об экономике, цифровизации, городском транспорте, строительстве жилья, экологии.
Города являются драйверами развития любой современной экономики. По данным Brookings Institution, сотня ведущих агломераций, в которых проживает только 4% населения планеты, обеспечивает порядка 16% мирового ВВП. В эту гонку городов-лидеров включены все развитые страны мира. Так, Россия значительно укрепила свои позиции в глобальном рейтинге конкурентоспособности Doing Business. За период с 2011-го по 2018-й год страна сделала скачок со 123-го на 35-е место. Во многом эта заслуга столичного региона, удельный вес которой составил 70% в расчете рейтинга. Таким образом, Москва стала конкурентом крупнейших мегаполисов мира. Главный экономист The Boston Consulting Group Кристиан Кетельс высоко оценил достижения столицы за последнее десятилетие, но посоветовал продумать направление, в котором стоит двигаться дальше. Кристиан Кетельс отметил, что для начала нужно постараться удержать в стране талантливых специалистов. Если это сделает Москва, уже будет ощутимый эффект для всей России.

Больше «умных» технологий
Городское пространство должно быть комфортным, и это должны обеспечить новые смарт- и цифровые технологии, которые затрагивают многие отрасли: ЖКХ, энергетику и транспорт, здравоохранение, сферу услуг. Развитие цифровых платформ позволяет повысить эффективность управления городскими системами и ресурсами, развивать инновационную инфраструктуру, создать комфортную городскую среду и повысить качество жизни горожан.
Но шаблонные решения не подходят для каждого города, поэтому местные власти должны включиться в процесс адаптации и создания местных цифровых площадок. Перенять опыт можно у Москвы, которая стала одним из мировых лидеров по использованию «умных» технологий. Об этом говорится в исследовании консалтинговой компании McKinsey, в ходе которого оценивался уровень цифровизации 15 мегаполисов мира. Эксперты проанализировали популярность среди жителей самых распространенных «умных решений»: заказ такси через интернет, электронные госуслуги, системы велопроката и каршеринга, приложения для парковки. В среднем коэффициент использования «умных» решений превышает в российской столице 30%. Аналогичные показатели, например, у Нью-Йорка, Гонконга, Сеула, Сингапура и Мехико.

Глобальный каршеринг
Одна из первых задач, которую пытаются решать все мегаполисы, – это вопрос транспортной доступности. Рано или поздно загруженность дорог становится настолько высокой, что властям не остается ничего другого, как заставить горожанина выйти из комфортной машины и пойти пешком или поехать на общественном транспорте. С другой стороны, власти пытаются пересадить горожанина из личной машины на велосипед, самокат или каршеринговое авто. Так, в транспортной повестке мегаполисов появилась концепция Mobility as a Service (MaaS – «мобильность как услуга»). MaaS стимулирует отказ от личного транспорта и обеспечивает быстрое перемещение из точки А в точку Б. С помощью одного лишь приложения в смартфоне можно найти оптимальный способ добраться в нужное место и оплачивать все услуги через единую систему. Руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов поделился футуристическим прогнозом: через 30 лет автомобили станут беспилотными и не будут привязаны к конкретному человеку. Он назвал это глобальным каршерингом, когда любая машина будет использоваться кем угодно.

Вернуть природу
Большие города – большие проблемы, и одна из них – экологическая. Многие урбанисты говорили о необходимости снижения вредных выбросов в атмосферу и применении новых технологий в переработке и утилизации отходов. Другая проблема мегаполисов – это «человейники» – растущие как на дрожжах безликие и некомфортные многоэтажки, которые могут привести к экологической катастрофе. Современные архитекторы уже на стадии планирования должны учитывать вызовы природы и ее совместимость с новыми технологиями. К важнейшим вопросам ближайших 10–15 лет эксперты относят новые технологии строительства и строительные материалы, инфраструктуру сортировки и утилизации мусора, защиту от стихийных бедствий. По словам сопредседателя Международного совета будущего по вопросам городов и урбанизации Всемирного экономического форума Карло Ратти, в XX веке вся природа была в пригородах, а задача XXI века – вернуть ее в город…

Полный текст можно прочитать в № 10 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2018 год