Самокаты в городе

1622646531_4336Курьеры, студенты, подростки, родители с детьми, офисные сотрудники в костюмах – представителя любой социальной группы сегодня можно встретить на электросамокате, в официальных документах относимом к средствам индивидуальной мобильности (СИМ). Электросамокаты стали отличной альтернативой общественному и личному транспорту. Экологичность, высокая скорость, мобильность, компактность, экономичность, простота в управлении делают этот вид транспорта доступным и популярным.
С трудностями совмещения на тротуарах потока пешеходов с людьми на колесных средствах столкнулись все страны мира. Дело прежде всего в том, что ни обычные, ни электрические самокаты почти нигде в мире не регистрируются, к ним не применяются средства фотофиксации, не проводится обязательный техосмотр, а для управления ими не нужны водительские права. Поэтому административные инструменты для работы с этим классом участников дорожного движения применить непросто. Запретить им передвигаться по тротуарам и выгнать на проезжую часть тоже неправильно, потому что это слишком опасно, а велодорожки – явление пока не повсеместное.
Разработкой поправок в Правила дорожного движения, касающихся электросамокатов, моноколес и т.п., активно занимается Минтранс РФ. Тем временем в столице Департамент транспорта разработал новые правила для водителей электросамокатов в 2021 году, регулирующие взаимоотношения участников движения.
Так, в Москве созданы 45 «медленных» зон, скорость передвижения в которых ограничена. Правила действуют на территориях парков, на узких и проблемных участках улиц, где есть препятствия передвижения. Введен запрет на использование на тротуарах электросамокатов, вес которых превышает 35 кг. Максимальная скорость движения на тротуарах составляет 20 км/ч.
Вводится новый дорожный знак, обозначающий запрет на передвижение на транспортном средстве на определенных территориях – парках, возле метро, торговых центров, вокзалов. На одном самокате может передвигаться лишь один человек. Запрещается передвижение в нетрезвом виде, аренда самоката возможна лишь совершеннолетним гражданином.
В планах Департамента транспорта – внести в список обязательных требований к водителям самокатов, гироскутеров, роликов и других СИМ ношение шлема. Необходимость ужесточения правил возникла из-за участившихся аварий и травм у участников дорожного движения.
Были введены новые правила не только для водителей и владельцев электросамокатов, но и для компаний, которые предлагают их в аренду. В Москве размещение самокатов за пределами Третьего транспортного кольца разрешено только крупным фирмам, причем число СИМ в этой части города не может быть более 1000 штук. А общее число самокатов у фирмы не должно превышать 10-тысячной отметки. Таким образом будет регулироваться количество самокатов в городе.

Опыт зарубежья
В странах Европы, где электросамокаты приобрели массовую популярность раньше, чем в России, на первом этапе столкнулись точно с таким же хаосом на дорогах. Сейчас же у каждого государства свои методы регулирования в этой сфере.
Муниципальные власти Франции заботятся о безопасности пешеходов с помощью штрафов. Скорость движения самокатов не может превышать 25 км/ч, запрещена езда на тротуаре с пассажирами и в наушниках. Минимальный возраст водителя – 12 лет. Транспортное средство должно иметь исправные тормоза, фары и гудок. Нарушителям грозят штрафы от €35 до €1500 (1–130 тыс. руб.). Движение разрешено только по велодорожкам и дорогам, где максимальная скорость не превышает 50 км/ч.
В Германии использование на велодорожках самокатов с электродвигателем разрешено, но они должны пройти сертификацию, получить номерные знаки и разгоняться не более 20 км/ч. Водитель должен быть старше 14 лет и обязательно застрахован. Выезжать на дорогу разрешается только при отсутствии полосы для велосипедов, а если велодорожка и тротуар скомбинированы, пешеходы имеют преимущество. Штрафы от €15 до €180 (1,3–16 тыс. руб.) грозят в том случае, если самокат проезжает на красный свет, едет по тротуарам, используется несертифицированный и незастрахованный самокат. Если человек пьян, его штрафуют наравне с автомобилистами.
В Швеции электросамокаты могут развивать скорость до 20 км/ч. Кроме того, они должны быть оснащены тормозами и звонком, а для езды в темное время суток – передней и задней фарой и отражателями. Водители младше 15 лет должны ездить в шлемах.
В Испании пока нет действующих общенациональных законов. В разных городах свои ограничения и разрешения для электросамокатов. Например, в Мадриде шлемы обязательны только для подростков до 16 лет, а в Барселоне – для всех. Также в Мадриде нельзя ездить по тротуару, зато по дороге можно двигаться со скоростью вплоть до 30 км/ч. Это приводит к дорожным происшествиям с пострадавшими, регулировать которые трудно, так как не хватает единства в законодательной базе.
В Бельгии тоже все неоднозначно с законами и регуляцией: каждый из 19 муниципалитетов государства имеет собственные ограничения, в некоторых существуют штрафы за превышение скорости. Согласно официальной статистике, в больницы Брюсселя каждый день попадает в среднем два человека, которые получили травмы от взаимодействия с самокатами.
Италия решила проблему следующим образом: электрический персональный транспорт разрешен, на дорогах нельзя ездить быстрее 30 км/ч, в пешеходных зонах скорость ограничена до 6 км/ч.
В Великобритании методы регулирования движения на самокатах самые простые и понятные. По улицам можно ездить лишь на прокатном застрахованном самокате и только с правами. Скорость ограничивается автоматически и не превышает 25 км/ч. Ездить по тротуарам запрещено, на дороги тоже выезжать нельзя, так как к таким транспортным средствам нельзя применить «дорожные» законы. То есть фактически ездить на электрических устройствах можно только в парках и на частной территории.
Для Нидерландов большой проблемы с электросамокатами не существует, поскольку почти все там ездят на обычных велосипедах. Велодорожки повсеместно спланированы на высшем уровне, поэтому каких-то особых ограничений для самокатов не вводили. Единственный запрет – выезд на проезжую часть.

Должно быть удобно всем
Рассматривать самокаты как отдельную проблему неправильно. Они являются частью большого города, равноправными участниками активности на дорогах. Грамотно спланированная инфраструктура для всех участников движения – пешеходов, велосипедистов, автомобилистов, самокатчиков – логичное и дружелюбное решение в урегулировании этого вопроса. Очевидно, что здесь не обойтись без помощи урбанистов в создании развитой инфраструктуры дорог, удобных веломаршрутов по городу, безопасных «медленных» зон и креативных пространств, где любители быстрой езды могли бы реали­зовывать свой потенциал, не угрожая пешеходам. В долгосрочной перспективе развитие любого города нуждается в комплексном подходе. 

Ариэла Лихтик