Правда ли, что управляющие компании отныне могут не бояться штрафов?

Жилой комплекс «Дом на Беговой» – вторая очередь. Хорошёвское шоссе, 12, корпус 1. Москва

Вероятно, вы имеете в виду Федеральный закон от 27.10.2020 №351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 157 и 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации в части регулирования порядка изменения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные с нарушением установленных требований», изменивший правила перерасчета за некачественные коммунальные услуги. 7 ноября 2020 года эти поправки вступили в силу.
Ранее жители имели право потребовать перерасчет за некачественно оказанные услуги, ссылаясь на «Правила предоставления коммунальных услуг». Однако закон предписывал делать перерасчет только за предоставление коммунальных услуг с перерывами и не указывал, кто именно должен делать перерасчет – управляющая компания или ресурсоснабжающая организация.
А теперь в Жилищном кодексе РФ прямо прописано, что перерасчет при некачественном оказании коммунальных услуг (холодные батареи, ржавая вода, скачки напряжения электросети и др.) также производится. Определено, что по умолчанию это должна сделать компания, управляющая многоквартирным домом: УК, ТСЖ или жилищный кооператив. Но если собственники заключили договор напрямую с ресурсоснабжающей организацией, перерасчет – ее обязанность. Он производится в счет будущих платежей потребителя.
Согласитесь, в данном случае говорить об «ухудшении» Жилищного кодекса не приходится. Наоборот, интересы жильцов теперь лучше защищены.
Кроме того, согласно изменениям, после перерасчета ресурсоснабжающая организация может потребовать компенсации расходов от управляющей организации, если та ненадлежащим образом содержит и ремонтирует общее имущество.
Однако раньше в случае оказания управляющей организацией некачественных услуг, услуг с ненормативными перерывами или выставления в квитанциях на оплату ложных сумм граждане могли требовать снижения суммы оплаты или взыскания в свою пользу с виновника штрафа. Теперь такая норма из закона исчезла (зато, повторюсь, перерасчеты распространены и на случаи предоставления некачественных услуг). 

Александр Шарашкин