Почему растут тарифы на жилищно-коммунальные услуги?

newsbel.by-1.01.2017-Q2qmymv3IW12TjvJHrbRRD0JqNrsEDjvВероятно, вы имеете в виду традиционную индексацию тарифов на коммунальные услуги, которая прошла во втором полугодии 2021 года. До июля стоимость ресурсов оставалась на уровне 2020 года. Максимальные уровни повышения тарифов за коммунальные услуги на 2021 год утверждены распоряжением Правительства РФ от 30.10.2020 №2827-р. Предельные индексы и индексы по субъектам РФ устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (чч. 1, 1.1, 2, 3 ст. 157.1 ЖК РФ; Распоряжение Правительства РФ от 30.10.2020 №2827-р.
В среднем по стране летом 2021 года повышение составило около 4%, что вполне сопоставимо с уровнем инфляции. Индексы по регионам колеблются от 3,2 до 6,5%: самый высокие установлены для Чеченской Республики – 6,5%, а для Севастополя и Крыма Кабинет министров установил предельно допусти­мые отклонения по отдельным муниципалитетам на 2021 –2023 годы. Согласно ч. 1 ст. 157.1 ЖК РФ, превышение показателей, установленных Правительством РФ, не допускается.
Сами же тарифы для расчета размера платы за коммунальные услуги устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ, отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов могут наделяться органы местного самоуправления.
Соответствующие тарифы могут быть дифференциро­ваны по группам потребителей, допускается установление надбавок к тарифам, установление двухставочных тарифов (постоянная и переменная составляющие платы), двухкомпонентных тарифов; тарифов, дифференцированных по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов (п. 38 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354).
Инициатором установления (изменения) тарифов, в частности, может выступать орган исполнительной власти субъекта РФ или регулируемая организация (п. 2 Регламента, утв. Приказом ФСТ России от 16.07.2014 №1154-э; п. 2 Регламента, утв. Приказом ФСТ России от 07.06.2013 №163; пп. 2, 4 Регламента, утв. Приказом ФАС России от 19.06.2018 №834/18).
Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образование или ликвидация товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги (ч. 3 ст. 157 ЖК РФ).
В «Основах формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 N400, сказано, что органы власти субъекта РФ осуществляют мониторинг соблюдения предельных индексов и государственный жилищный надзор. Если фактическое увеличение размера вносимой гражданином платы за коммунальные услуги превышает размер установленного для соответствующего муниципального образования предельного индекса, уполномоченный орган выдает лицу, виновному в таком увеличении, предписание об устранении нарушений. В течение 15 рабочих дней со дня его выдачи размер платы должен быть изменен. В указанном случае гражданину по его заявлению выплачивается компенсация.
Так что, если вы считаете, что рост стоимости услуг ЖКХ чрезмерен, жалуйтесь в контролирующие органы. В случае выявления нарушений, возможно, вы получите денежную компенсацию. 

Андрей Войков