Плесните колдовства

big_news_334466_id17096В мае 2019 года российские социологи заявили, что 80% наших граждан готовы работать, даже если не будут нуждаться в деньгах. Одной из причин такого трудоголизма, видимо, является комфортная обстановка в коллективе. Для многих коллеги становятся ближе родственников. Что же так сплачивает сослуживцев?

От энкая до кароси один шаг
Часть психологов, отвечая на этот вопрос, апеллирует к японской традиции «энкай». Дословного перевода термина отечественные словари не дают. Если попытаться объяснить простым языком, то «энкай» – это формирование командного духа трудового коллектива, способствующего интенсивной работе. Работе до изнеможения, вплоть до летального исхода. В стране Восходящего солнца есть такое понятие: кароси – смерть от переработки. Знаковой стала кончина в 2000 году премьер-министра Японии Кэйдзо Обути, который за неполные два года пребывания на посту имел всего три выходных дня, хотя трудился не менее чем 12 часов в сутки.
Но не будем о печальных финалах. Гораздо интереснее узнать, как японские начальники добиваются от подчиненных трудового героизма. На флаг поднимается метод совместных… возлияний. Иногда действо производится один на один с боссом, чаще – в виде корпоративных застолий. Как указала международный бизнес-эксперт Эрин Мейер в вышедшей недавно на русском языке книге «Карта культурных различий», ритуал совместного пития позволяет завоевать доверие коллег, а сильное опьянение – его важная часть. Это же подтверждали результаты исследования, проведенного университетом Айдзу еще в начале 2010-х годов. Респонденты тогда пояснили, что только так создается обстановка, где «начальники и подчиненные могут высказать то, о чем они думают, что особенно актуально для интровертов, которым для этого может понадобиться немного выпить». То есть подшофе легче обозначить начальнику острую служебную проблему и предложить способ решения. Соответственно, обратить на себя внимание и, возможно, завоевать расположение.
Ряд японоведов считает, что алкогольное «сплочение» помогает продвигаться по службе и завоевывать нужные связи. Собственно, пример советского разведчика Рихарда Зорге из начала XX века это подтверждает – частый посетитель питейных заведений и фуршетов долго не вызывал подозрения у самураев и добился высочайших успехов на невидимом фронте.

Красивое обоснование попоек
Если углубиться в мировую историю, то японцы в применении спиртного для снятия межстатусных барьеров и развязывания языков не уникальны. В любой стране с давних пор вожди могли до беспамятства поить подчиненных, наблюдая за «моментом истины». И поднимали бокалы сами.
Во второй половине XX века для корпоративных попоек придумали красивое обоснование – тимбилдинг (англ.: team building – «создание команды»). В составе группы советских журналистов, приглашенных для посещения Австрии в 1989 году, мне довелось участвовать в совещании, которое редактор одной из газет Альпийской республики устроил в ресторане, неким образом аффилированном с его изданием. Белое и красное из местного винограда быстро сняло настороженность, наблюдавшуюся при знакомстве пропагандистов двух антагонистических общественных строев. К концу застолья капиталистические акулы пера уже вольготно плавали среди мастодонтов социалистической прессы. До панибратства, конечно, дело не дошло, но поговорили душевно.
Вообще в европейских странах и в Америке на кооперативах не принято напиваться до беспамятства. Особенно сегодня, когда в моде здоровый образ жизни.
– Серьезные российские фирмы, заказывая организацию корпоративов, тоже четко указывают цель не напоить, а накормить участников мероприятия, – рассказала мне одна из руководителей известной ивент-компании Светлана Шикина. – Даже если в зале предполагается размещать больше трех сотен гостей, VIP-зоны не выделяются. Капитаны бизнеса таким образом демонстрируют единение с коллективом. Однако после многих тостов подчиненные в крупных корпорациях никогда не пытаются перейти на «ты» с руководством. Напиться до положения риз могут только самые слабые сотрудники. А до фамильярности с начальником доходит лишь во время локальных застолий в маленьких фирмочках.

Корпоративные чувства
В 2015 году компания «Альфа страхование» выяснила, что застолье в ресторане – наиболее популярный формат для корпоративных мероприятий: им отдает предпочтение почти половина российских руководителей. Рассказами о том, как на корпоративах шефы обнимают, лобызают и соблазняют сотрудниц, а начальницы – сотрудников, переполнен интернет. Чувства, конечно, дело личное, но на рабочий процесс тоже влияют. У влюбленных падает производительность труда, потому что они слишком много времени посвящают взаимному общению. Эмоцио­нальные «волны», идущие от пораженных стрелой Амура, мешают эффективно работать и остальным. По статистике меньше пятой части служебных романов заканчиваются браком. В остальных случаях результатом нерабочих отношений на работе становится увольнение по собственному желанию одного или обоих влюбленных, желающих поскорее вычеркнуть из памяти все, что связано с неудачным событием. Соответственно, работодателю на вакантное место нужно искать замену. Не всегда она может быть адекватной. Поэтому умный начальник и сам на интрижку на корпоративе не решится, и подвыпивших сотрудников поощрять не будет.

Трудоголики в зоне риска
Готовя эту статью, прочитал на одном из сайтов следующее толкование сна: «Употреблять алкоголь вместе со своим начальником – значит, получить премию или возможность подработать». Предсказатели как в воду глядели.
Согласно данным исследования, проведенного экономистами Калифорнийского университета в Сан-Хосе и опубликованного в Journal of Labor Research, сотрудники, умеренно потребляющие алкоголь в рабочие дни, в целом генерируют на 10–14% больше прибыли, чем строгие трезвенники. Лица, не брезгующие пропустить рюмку-другую, имеют меньше комплексов и легче налаживают контакт с окружением. Интересно, что низший уровень роста удельной нормы прибыли по сравнению с трезвенниками зафиксирован у мужчин. Зато только представители сильного пола генерируют дополнительные 7% к указанным десяти, если закладывают за воротник не только на работе, но и посещают бар как минимум раз в месяц. И это еще не все.
Кроме повышенной прибыли для своей фирмы, употребляющие алкоголь сотрудники умудряются получать повышенное жалование и для себя! Согласно докладу американского профессора экономики и социологии Университета Дьюка Филиппа Кука «Миф о бонусе пьющих», пьющий мужчина зарабатывает в среднем на 10% больше непьющего, а «потребляющая» женщина – на 35% больше трезвенницы.
Значит, японцы правы и алкогольный энкай нужно всемерно культивировать в бизнесе для получения максимальной прибыли? Думайте сами. По мнению экспертов, в лечении от наркологической зависимости в России нуждаются как минимум 30 млн человек. Большинство из них – представители так называемых «трудных профессий», которые рюмкой реагируют на ненормированный график, нагрузки, труд по выходным, невысокую зарплату и неудовлетворенность результатами своего труда. Трудоголики любой профессии тоже кандидаты в алкоголики. «Люди, которые работают сверхурочно, на 11% чаще становятся хроническими алкоголиками. Те, кто засиживается на работе допоздна и работает больше 48 часов в неделю, подвергаются заметно более высокому риску впасть в зависимость от алкоголя, чем их коллеги, которые уходят с работы вовремя», говорится в исследовании Финского института профессиональных заболеваний.

Губит людей не пиво
В длинные майские выходные я побывал в московском развлекательном комплексе, оборудованном в помещениях бывшего Трехгорного пивоваренного завода. Недалеко от проходной увидел пыльный бюст Алексея Бадаева. В советское время имя старого большевика носил этот производственный объект, выдававший на-гора сотни бутылок хмельного напитка ежедневно. Сам же он в 1938–1943 годах являлся первым председателем Президиума Верховного Совета РСФСР (когда Борис Ельцин в 1990 году занял аналогичную должность, его уже стали неофициально называть президентом России). Высший деятель советской России страдал сильным пристрастием к зеленому змию. За это после очередной коллективной попойки на службе Сталин отправил Бадаева руководить… трестом «Главпиво».
Отрицательно относятся к выпивке в процессе трудового дня и современные руководители. Ведь понятно, что данные каждого опроса или исследования любой может интерпретировать под свои интересы. Например, довод о том, что пьющие зарабатывают больше трезвенников, легко разбивается обратным аргументом – у высокооплачиваемых сотрудников просто больше свободных денег, которые можно истратить на алкоголь. Соответственно, и прибыль фирмам приносят в основном активные сотрудники, не отягощенные кардиопроблемами и заболеваниями печени, то есть те, кто не имеет противопоказаний для алкогольных возлияний. И пользующиеся своим здоровым положением.

Полезный тимбилдинг
В ходе последнего прошлогоднего опроса, проведенного в Японии, более половины участников в возрасте от 20 до 30 лет признались, что равнодушны или негативно настроены к ежегодным предновогодним корпоративам, а потребности в неформальном общении с начальником у них нет. Почти схожие данные получила несколько лет назад служба исследований российской рекрутинговой компании HeadHunter: каждый второй сотрудник не хочет посещать праздничные посиделки с коллегами и начальством (48%). Объяснение дали социологи из Колумбийского университета. По результатам независимых исследований они выяснили, что участники корпоративов из разных отделов фирмы не спешат знакомиться друг с другом, зато ссоры и скандалы на закрытых вечеринках, напротив, весьма распространенное явление.
По мнению специалистов, спортивные состязания или соревнования профессионального мастерства (например, по стандартам WorldSkills) гораздо эффективнее сплачивают коллектив, чем традиционные алкогольные посиделки в кафе или баре. Затраты же фирмы или госкорпорации на здоровый отдых будут вовсе не выше, чем сумма, указанная в чеке из ресторана.
Еще один вариант действенного тимбилдинга – социально полезные мероприятия. Выйти вместе с шефом на субботник или посетить ветерана предприятия на пенсии в предпраздничный день – что может быть благороднее?
P.S. Но и бокал вина для укрепления коллективного духа после завершения полезного мероприятия не возбраняется.