Плакаты – двигатель… искусства

_ZHR6099На станции московского метро «Выставочная» жителей и гостей столицы встречала уникальная экспозиция «Искусство выставочного плаката». В художественной галерее, расположенной прямо на станции, для пассажиров разместили 39 лучших постеров международных выставок и ярмарок, которые проходили с 1970-х годов до настоящего времени в России и за рубежом. Открытие экспозиции было приурочено к Всемирному дню выставок, который в этом году проходил 6 июня. Это первый совместный проект «Экспоцентра», Московского метрополитена и Торгово-промышленной палаты РФ, цель которого – не только показать столичную подземку как культурно-развлекательную площадку, но и приобщить к искусству пассажиров.
Представленные плакаты отображают имидж выставки, передают ее тематическую направленность и в то же время яркие, красочные и узнаваемые. Шедевры выставочного плакатного искусства не только с успехом добиваются рекламных целей, но и в полной мере являются произведениями художественного творчества. Каждая выставка оформляется в своей собственной, неповторимой эстетике, отражающей главную идею экспозиции. Выставочные плакаты также несут неповторимые черты корпоративного художественного стиля.
– В экспозиции представлена история выставочного дела России – плакаты, которые на протяжении десятилетий ведущие художники разрабатывали к конкретным выставкам. «Экспоцентр», который все это сохранил, можно сказать, имеет свое­образный девиз: «Сохранять. Осваивать. Приумножать», – отметил на церемонии открытии выставки управляющий делами Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Быков.
Каждый плакат отражает информацию о теме выставки, месте и времени ее проведения. Так, на плакате международной выставки «Инрыбпром», прошедшей в августе 1985 года в Ленинграде, изображена стая рыб, каждая из которых окрашена в цвета флагов стран – участниц экспозиции.
– Одним из примеров удачно найденного решения темы выставки может служить плакат Леонида Сафронова к выставке «Инрыбпром-85», – рассказывает ветеран «Экспоцентра» Кира Жукова. – Серебристый косяк рыбы вплывает, неся на себе флаги стран-участниц. При разработке этого образца возникли трудности с расположением флагов – из-за опасения поставить флаг ведущей в данной отрасли страны на менее значимое место. Вопрос «куда ставить-то?» рассматривался на совещании у министра и решался протокольным отделом Палаты.
Плакат «Телекинотехника-80» знакомит с другой масштабной международной выставкой, в которой участвовали более 300 зарубежных фирм из ГДР, Чехословакии, Австрии, Великобритании, Канады и других стран. Советская экспозиция рассказывала о собственных достижениях кинематографии за шесть десятилетий. Посетители выставки могли познакомиться с аппаратурой, предназначенной для съемок под водой, с вертолета, для создания мультипликационных, кукольных, графических фильмов, с новейшей на тот момент аппаратурой записи и воспроизведения звука, портативными телевизорами и магнитофонами последних модификаций.
Плакат «Химия-77» представляет одну из наиболее престижных отраслевых выставок мира, которая проводится в Москве с 1965 года. Экспозиция 1977 года стала знаковой – именно в этом году выставка «Химия» была зарегистрирована во Всемирной ассоциации выставочной индустрии UFI, положив начало членству СССР, а затем России, в этой авторитетной международной организации. Выставка без смены названия проводится по сегодняшний день и способствует продвижению на российский рынок высокоэффективного оборудования и передовых технологий, необходимых для выпуска конкурентоспособной химической продукции, помогает отечественным производителям изучать спрос на мировом и внутреннем рынках, создавать продукцию, востребованную во всех отраслях хозяйственного комплекса страны.
Надо отметить, что «Экспоцентр» является родоначальником современного российского выставочного плаката. Плакаты выставок «Экспоцентра» отражают не только историю компании, но и историю российской выставочной отрасли в целом. Плакаты много раз становились призерами международных конкурсов, и прежде всего престижного профессионального конкурса рекламных плакатов Международной ярмарки в городе Пловдив (Болгария), проводимого под эгидой Всемирной ассоциации выставочной индустрии. 

Полный текст можно прочитать в № 8 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2018 год