От Масленицы до Пасхи

xmaslenica_AS.jpeg.pagespeed.ic.AI_8HuROmD В разные времена люди отмечали дни, на которые выпадали события религиозного характера. Позже появились светские праздники и даты, связанные с военными победами и историческими персонами. Но в основе чередования обычных и особых дней лежит уходящий в глубокую древность хозяйственный уклад, связанный с годичным сельскохозяйственным циклом. На протяжении столетий складывался годовой круг народных праздников, вытекающий из самого характера основной в прошлом деятельности жителей нашей страны – земледелия. Сама природа с чередованием времен года, пробуждением и увяданием растительного мира определяла жизнь общества, закрепляя в народной памяти ритуалы и обычаи ежегодного земледельческого цикла.
Несмотря на принципиальное изменение жизненного уклада в последние сто лет, интерес к народному календарю заметен и сегодня, хотя жизнь большинства из нас уже никак не связана с сельским хозяйством.

Провожаем зиму
Когда-то на Руси все начиналось с весны. В народной традиции новый год до конца XV века связывался с 1 марта, то есть со скорым пробуждением природы и началом подготовки к полевым работам. Тут необходимо отметить, что церковное новолетие отмечается 1 сентября, что связано с византийской традицией. Но начиная с 1492 года от Р.Х. (7000 года от сотворения мира) и светский Новый год был перенесен на начало осени. Таким образом, начиная с Ивана III и до самого Петра I светское и церковное начало года совпадали между собой. И только начиная с 1700 года светский Новый год начали отмечать зимой – 1 января.
Известный специалист по истории древней Руси академик Б.А. Рыбаков в свое время выдвинул предположение, что Масленица как общий для славянских народов праздник в дохристианское время была приурочена к весеннему равноденствию (22–24 марта) и представляла собой период проводов зимы и скорого начала нового сельскохозяйственного цикла – то есть празднование встречи нового года. Это видно из сохранившихся в масленичных гуляниях до самой середины XX века элементах славянской мифологии. Например, сжигание соломенного чучела, пепел от которого рассыпали по полям – что, видимо, символизировало связь сожженной прошлогодней соломы с предстоящим урожаем. В этом таится глубокий смысл возрождения природы после зимнего сна.
Впрочем, в народном сознании Масленица уже давно стала праздником, вписанным в годовой церковный календарь – она предшествует Великому посту и в те времена позволяла людям отдохнуть, пока нет полевых работ. Сопровождалось это обычаем веселых ряженых шествий, что имеет аналогию у неславянских народов Западной Европы в виде костюмированных карнавалов. И та и другая традиции, видимо, восходят к единому корню у всех индоевропейских народов. Возможно, распространенные на Масленицу костры и сожжение колеса символизируют идею солнца и связаны с солнечным календарем.
В то же время сжигание женского чучела напоминает нам о давно забытых жертвоприношениях, что косвенно подтверждается этнографической фиксацией подобных случаев в Индии XIX–XX веков. Однако у славянских народов как части индоевропейского мира практика жертвоприношений была изжита еще в раннем Средневековье, а с приходом христианской культуры забылся и первоначальный смысл соломенного чучела как образа живой женщины.
В связи с этим не стоит осуж­дать современное повторение масленичного костра на народных гуляниях в наших городах. Для нас, современных людей, Масленица – это добрый повод приобщиться к памяти о народных праздниках и обратить внимание на уходящие традиции старины глубокой.
В этом году Масленица приходится на 8–14 марта.

Приметы пробуждения
С постепенным приходом весны связаны многочисленные народные приметы, пословицы и поговорки, в которых раскрывается идея смены времен года и возрождения природы. Даже сейчас, когда большинство из нас живет в больших и малых городах, сложившаяся за столетия народная мудрость напоминает нам о важности природных циклов. Иной раз, направляясь поутру на работу, нам бывает интересно кинуть взгляд на набухшие почки деревьев или обратить внимание на вдруг появившихся в городском парке грачей. Сопоставляя эти природные явления с народной мудростью, нередко обращаешь внимание, что даже теперь, когда климат меняется, многие народные приметы совпадают с изменениями вокруг нас. «Тимофей – весновей», «Василий – капельник», «Евдокия – замочи подол», «Герасим – грачевник», «Алексей – с гор вода» – это лишь малая часть поговорок, связанных с мартом как месяцем начала весны. А ведь их гораздо больше и каждая отражает примерные даты характерных природных явлений.
Да, в те времена не было научной фиксации метеонаблюдений, но разве мы не можем делать определенные выводы о смене времен года в той или иной губернии на основании регионального распространения подобных пословиц, привязанных к конкретным датам почитания святых? Возможно, на основании подробного анализа можно было бы составить примерную климатическую карту изменения в погоде по губерниям (областям) за последние несколько столетий.

Время печь жаворонки
Значимый весенний праздник народного и церковного календаря — Благовещение, оно приходится на 7 апреля по новому стилю. Этот весенний праздник совпадает с Великим постом и относится к числу двунадесятых, то есть особо почитаемых. С ним связана красивая и древняя традиция выпускать птиц на волю. Еще век назад этот обычай имел повсеместное распространение и был особенно любим детьми.
Подробно и живописно это описано в одном из произведений русского писателя Ивана Шмелева: «Светло у меня на душе, покойно. Завтра праздник такой великий, что никто ничего не должен делать, а только радоваться, потому что если бы не было Благовещенья, никаких бы праздников не было… Завтра с тобой и голубков, может, погоняем… В круглой высокой клетке, затянутой до половины зеленым коленкором, с голубоватым «небом», чтобы не разбил головку о прутики, неслышно проживал жавороночек. Он висел больше года и все не начинал петь… И вот жавороночек запел, запел-зажурчал, чуть слышно… И вот она упорхнула вкось, вымахнула к сараю, села… – и нет ее»!
Перекликающимся с этим обычаем можно считать традицию выпекать по весне в дни Великого поста жаворонки – несдобные булочки в виде маленьких птичек. Традиция сочетает в себе мотивы прихода весны, возвращения птиц из теплых стран с христианским днем памяти 40 Севастийских мучеников. Печеные птички были любимой забавой для детей всех сословий, их насаживали на палочки, весело с ними бегали, а затем с удовольствием ели. Разнообразие форм печеных жаворонков зависит от мастерства пекаря или домашней хозяйки и варьируется от самых простых до замысловатых. Часто глазки у птичек делались из изюма. Приятно, что в наши дни многие возвращаются к этим трогательным традициям – выпусканию живых птиц на Благовещение и выпеканию жаворонков из теста на 22 марта.

3500x2333_811314_[www.ArtFile.ru]Дарим вербу и красим яйца
Вербное Воскресенье – другой двунадесятый праздник, отмечаемый за неделю до Пасхи. В этом году оно приходится на 25 апреля. В память о входе господнем в Иерусалим храмы в этот день украшаются ветвями деревьев. Существует обычай дарить друг другу вербу, так как к этому дню на ней уже появляются почки. В народном сознании верба олицетворяла здоровье, плодородие и подношение. В отличие от выпекания жаворонков, традиция дарить вербу не угасала и в советское время, распространена она и сегодня. Приятно получить распустившуюся пушистыми почками веточку от знакомого или даже незнакомого человека. Поставленная в вазу с водой верба простоит долго – особенно, если стебель подрезать наискось для большей впитываемости влаги. А когда ветка засохнет, то и тогда еще долго будет радовать глаз, напоминая о прошедшем празднике и о человеке, ее подарившем. Существует обычай хранить вербу целый год, до следующего праздника.
Кульминация народного весеннего календаря – Пасха, или Воскресение Христово, главный христианский праздник. Дата Пасхи переходящая, она определяет весь цикл переходящих праздников в каждом году и исчисляется по лунно-солнечному календарю. В этом году она приходится на 2 мая.
Традиционно с этим праздником связаны обычаи красить яйца, готовить куличи и пасху (плотный творог, имеющий форму усеченного конуса или пирамиды). Разукрашенные в разные цвета (первоначально в красный) яйца символизируют идею воскресения, возрождения, новой жизни. Это имеет глубокий смысл обновления души человека, духовного роста внутреннего мира, но вместе с этим может рассматриваться и как календарно совпадающее с праздником весеннее пробуждение природы, которое в сознании аграрных народов всегда наполнено сакральным содержанием.
Весенние народные праздники – часть годового церковного календаря, но также они исторически связаны с уходящей в глубокую древность земледельческой традицией, которая придавала особую, свойственную только восточным славянам форму их наполнения. И в этом не стоит видеть противоречий – напротив, самобытная форма разнообразно дополняет собой содержание, что лишь обогащает наследие минувших веков. 

Виктор Кудинов