НА ТЕМНОЙ СТОРОНЕ МКД

Почему в Калининграде местные чиновники
ополчились на председателя одного из лучших ТСЖ в городе

Кто обстрелял автомобиль председателя ТСЖ Владимира Ларионова, до сих пор неизвестно. Может быть, и вовсе не было такого «предупреждения», а просто кто-то пустил слух для острастки. Но как бы то ни было, эта информация дошла до меня во время пребывания в командировке в Калининграде.

И больно уж всё похоже на правду: в рекламном бизнесе, которым для финансовой поддержки общественных дел занялся офицер-отставник, деньги крутятся большие и порядки царят суровые. Сам председатель ТСЖ «Московский» по этому поводу никаких предположений не высказывает. Зато на совещаниях не боится называть фамилии депутатов, имеющих личные интересы к управлению различными многоквартирными домами, а на его столе лежит газета «Тридевятый регион» с фото известного городского политика, родственники которого владеют огромным количеством рекламных площадок в Калининграде. Однако обо всем по порядку.

В каждом регионе есть физические и юридические лица, являющиеся визитной карточкой, которую представляют высокопоставленным гостям, или проверяющим. Для сферы жилищно-коммунального хозяйства Калининграда давно показательной стала работа ТСЖ «Московский» под руководством Владимира Ларионова.

Пограничный портовый город всегда уважительно относился к военным, составляющим костяк оборонной мощи западного анклава России. Соответственно, когда заместитель председателя комитета РОО «Союз участников Великой Отечественной войны и ветеранов Военно-морского флота» Калининградской области возглавил в 2009 году вновь созданное товарищество собственников жилья своего дома №113 А-Б по Московскому проспекту, владельцы квартир, да и муниципальные власти, были рады. После развала СССР стали разъезжаться первые жители этого 12-этажного дома, построенного в 1979 году для представителей командного состава Балтийского флота. В широких подъездах воцарился настоящий бардак: пьянство, драки, изнасилования. Это в центральной части города!

Встав во главе ТСЖ, отставной, но настоящий полковник Ларионов порядок навел. И не только внутри помещений. Периметр вокруг дома огородил от входа и въезда посторонних, установил системы видеонаблюдения и пожаротушения. Благодаря Ларионову дом включили в региональную программу капитального ремонта. В результате при софинансировании из федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ были заменены на новые все 4 лифта (два пассажирских, два грузовых), установлен собственный модульный тепловой пункт, утеплен фасад. После чего дом, имевший класс энергетической эффективности «Е» (низший), обрел класс «С» (нормальный).

Соответственно, у жителей резко сократились затраты на отопление, а энергосберегающие светильники с датчиками движения, звука и освещения заметно снизили общедомовую плату за электроэнергию. Чтобы еще меньше брать денег за содержание и обслуживание общедомового имущества, Ларионов решил использовать выгодное расположение дома – на первой линии всегда загруженного транспортом и людьми проспекта: для того, чтобы ТСЖ получало доход от рекламы. Глухие стены торца многоэтажки позволили размещать целых четыре полноразмерных панно.

Несколько лет товарищество собственников жилья удачно этим пользовалось и пополняло бюджет дома. Но в октябре 2014 года калининградский городской Совет депутатов своим Решением №319 утвердил новую редакцию «Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории городского округа», в пункте 4.1 которого нарушением внешнего архитектурного облика сложившейся застройки стала считаться «рекламная конструкция в виде настенного панно, размещенная на фасаде многоквартирного жилого дома». По сути, всем собственникам многоквартирных домов запретили компенсировать свои траты на дорожающие коммунальные ресурсы за счет размещения рекламы на их же имуществе. Оксюморон, конечно, ибо депутаты как раз и должны заботиться, в первую очередь о благополучии граждан, если они избраны народом. И о рачительном расходовании бюджета. Понятно же, что дополнительные средства товарищества собственников жилья позволяют не клянчить субсидии на потребляемые коммунальные ресурсы для поддержки малоимущих. Но в перечне актов, на основании которых разрабатывались вышеупомянутые «Правила», Жилищный Кодекс РФ не указан. То есть муниципальные депутаты по неизвестной причине проигнорировали главный нормативный документ, предоставляющий право собственникам использовать общедомовое имущество для получения дохода от рекламы.

IMG_20170317_0002Яркие панно на доме № 113 А-Б по Московскому проспекту стали для чиновников бельмом в глазу. Уже в 2015 году городские власти предложили ТСЖ «Московский» готовиться к демонтажу. Ларионов забил во все колокола. 70 собственников жилых помещений его 111-квартирного дома поставили подписи под письмом №1/199 от 22.11.2015 к главе Калининграда Александру Ярошуку с просьбой разобраться в ситуации. Пока шел обмен эпистолами, истекли сроки, на которые давались разрешения размещать рекламные конструкции. Все панно сняли. Но остались рамки, на которых они висели. Ларионову предложили оторвать от стены каркасы, на совесть установленные при капитальном ремонте дома.

— Доходов от рекламы дом лишили, хотите еще и герметичность фасада нарушить! -Возмутился Владимир Васильевич и принялся активнее писать жалобы.

Не добившись понимания на местном уровне, деятельный председатель товарищества обратился в Москву — в Фонд содействия реформирования ЖКХ. В рамках разграничения полномочий руководство государственной корпорации попросило разобраться в ситуации региональные власти. На специально созванном по этому поводу совещании с участием врио министра ЖКХ и ТЭК области, заместителя главы и главного архитектора Калининграда была достигнута договоренность о том, что к ТСЖ «Московский» перестанут предъявлять требования по демонтажу креплений, на которых ранее висели рекламные панно. О консенсусе письмом №6932-1/15 от первого декабря 2016 года врио заместителя Председателя Правительства Калининградской области Максим Федосеев уведомил руководство Фонда содействия реформированию ЖКХ.

То есть в канун нового, 2017 года, жителям дома №133 А-Б по Московскому проспекту можно смело было пить шампанское и считать конфликт исчерпанным? Нет!

В поездках я неоднократно сталкивался с ситуацией, когда мэр столицы субъекта федерации по какой-то причине игнорирует рекомендации руководства своего региона. Так оказалось и в Калининграде. 7 декабря 2016 года письмом №3149/и глава городского округа Александр Ярошук сообщил Владимиру Ларионову, в частности, следующее (авторская орфография сохранена):«…поступает много жалоб от жильцов многоквартирных домов по поводу размещения рекламных конструкций без согласования с жильцами. Многоквартирный жилой дом не предназначен для размещения крупногабаритных рекламных конструкций на его стенах. Крупногабаритные рекламные конструкции, особенно такие, как настенные панно, брандмауэрные панно, баннерные панно (растяжки), имеющие большой габаритный размер, негативно влияют на комфортность проживания людей. Через отверстия для крепления каркаса данных рекламных конструкций в жилые помещения попадает влага, вследствие чего происходит накопление влаги в конструкции стены и замокание внутренней отделки помещений, что ухудшает условия проживания собственников квартир. А также настенные панно на фасаде жилого дома обладают повышенной парусностью, и при сильных порывах ветра баннерное полотно создает шумовой эффект, тем самым нарушая комфорт и спокойствие жителей дома. Кроме того, в городе Калининграде реализуется программа капитального ремонта многоквартирных жилых домов, выполняются дорогостоящие фасадные работы».

Это умозаключение я показал одному из опытнейших специалистов-строителей России. Он сильно удивился:

— Ни в одном нормативном документе не сказано, что на стенах МКД нельзя монтировать рекламные конструкции. Если все сделано с соблюдением правил, никаких замоканий и шумовых эффектов наблюдаться не должно.

Зачем градоначальник сослался на проведение в Калининграде дорогостоящих фасадных работ вообще не понятно: на доме №133 А-Б такие работы давно проведены, и как раз в ходе них основания для рекламных конструкций монолитно соединились с кирпичными стенами.

— За неполный десяток лет на протечки фасада не поступило ни одной жалобы. Никто не жаловался и на какие-либо шумы от рекламных панно, — говорит Ларионов. В подтверждение показывает последнее коллективное жителей дома письмо в адрес уполномоченного по правам человека в регионе. – Вот, смотрите, подписались и те, у кого окна лоджий находились ближе всего к размещенной на фасаде рекламе.

Лично я человеку, имеющему среди наград медаль «За заслуги перед городом Калининградом» верю. Не будет ветеран, которому еще немного и 80 лет исполнится, заниматься подтасовками и хитростями. Он привык по-военному прямо обозначать позицию. Может, поэтому и проигрывает в борьбе с чиновничьими закорючками.

30 января 2017 года врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов, осматривая фасады домов на другом центральном проспекте Калининграда, назвал уродством первые этажи домов, и раскритиковал городские власти за безвкусицу фасадов и отсутствие регламентов. Как интерпретирует в жизнь это замечание администрация главного города анклава, покажет время. Сегодня законодательная база такова, чIMG_20170317_0001то муниципальные власти могут долго и упорно игнорировать мнение региональных властей и оставаться при своих интересах.

1 марта 2017 года в Уставном суде Калининградской области состоится рассмотрение иска ТСЖ «Московский» к городской администрации. Как прагматик, я сомневаюсь, что «дело о рамках» Владимир Ларионов выиграет. Даже настоящему полковнику вряд ли дадут возможность зарабатывать для своего многоквартирного дома на рекламе. Прибыль получишь больше, если весь бизнес сосредоточен в одной, двух, ну максимум в четырех руках.

И последнее. Перед публикацией я обратился в четыре калининградские рекламные агентства с просьбой разместить рекламные панно на фасадах многоквартирных домов в центре города. Ни одна фирма категоричного отказа не прислала.

Материал подготовлен А. Шарашкиным