Мальта: большие проблемы маленькой страны

Yacht in Comino

Какими только эпитетами не награждали этот маленький архипелаг в прошлом: цитадель христианства, жемчужина Средиземного моря, остров-крепость. Действительно, благодаря своему крайне удачному расположению Мальта всегда была объектом пристального внимания ключевых военно-политических сил юга Европы и севера Африки. Эти острова не раз штурмовали крестоносцы, янычары и арабские воины, здесь размещал свои военно-морские силы Наполеон, территория бралась под полный контроль «владычицей морей» Великобританией.
Несколько больших и маленьких островов в самом центре Средиземного моря, по своей площади равные такому российскому городу, как Екатеринбург, позволяли контролировать ключевые морские коммуникации Старого Света. Но при всех очевидных преимуществах стратегического местоположения новым хозяевам Мальты всегда приходилось решать одну и ту же задачу – где брать пресную воду?

Естественная нехватка воды
Методом проб и ошибок давным-давно было установлено, что собственных водных ресурсов Мальте хватает на обеспечение максимум 20 000 человек. Это если не считать мелкий домашний скот и лошадей. Примерно столько людей и проживало на острове с давних времен.
Ситуация усугублялась еще и тем, что все имевшиеся грунтовые запасы пресной воды мальтийцы вычерпали еще до нашей эры. В образовавшиеся подземные пустоты просочилась морская вода, сделав совершенно непригодными для использования многочисленные колодцы, которые выкопали еще древние греки и финикийцы. Кстати, из-за такого нерационального обращения с природными ресурсами очень быстро земля на острове стала мало пригодна для земледелия – почва сильно засолилась и перестала плодоносить. Местные жители приспособились обеспечивать себя питанием с помощью разведения коз и кроликов, активно занимались рыболовством. Но ключевые продукты, включая хлеб, всегда доставлялись на острова «из-за моря».

Жизнь на голых скалах
Когда в удобнейшие морские гавани архипелага приплывали очередные завоеватели, они очень быстро понимали, что если не хотят раньше срока закончить здесь свой земной век от голода и жажды, им следует оставить небольшой гарнизон, а самим как можно быстрее плыть дальше. Логично предположить, что военных сил всегда было недостаточно, чтобы защитить острова от очередного захватчика. В средние века такая смена хозяев Мальты происходила регулярно, пока в 1530 году здесь окончательно не утвердился рыцарский орден монахов-иоанитов, впоследствии ставший называться Мальтийским.
Проблему с водой пытались решить с помощью строи­тельства огромных бассейнов – накопителей дождевой воды наподобие тех, что делались в засушливых районах Индии. Но середина Средиземного моря – это не тропики. Ливни здесь бывают, но не настолько сильные, чтобы водных запасов могло хватить на всех желающих. Долгое время питьевую воду на Мальту привозили из соседней Италии или даже с юга Франции. Это позволило поддерживать численность людей на острове в районе 100 000 человек вплоть до начала XIX века.
Налаживание регулярных морских перевозок в XX веке дало возможность населению острова вырасти более чем вдвое. А рубеж в 300 000 человек был преодолен в 70-е годы прошлого века, когда на Мальте началось промышленное производство питьевой воды с помощью опреснительных установок. Новые технологии в этой области позволили со временем обеспечить вполне комфортное проживание на островах полумиллиону человек. Однако даже торжество научно-технического прогресса не дает мальтийцам возможности расслабиться и перестать жестко экономить природные ресурсы. К воде здесь отношение очень серьезное. За ее умышленную порчу виновному грозит суровое наказание вплоть до лишения гражданства и выдворения с острова.
Кстати, Мальта – первая и единственная страна в Европе, где все имеющиеся на ее территории немногочисленные ручьи и родники, а также вся дождевая вода, являются собственностью государства.

Некуда спешить
Насыщенная военными баталиями история, необходимость тщательно рассчитывать потребляемые ресурсы и умение ценить каждое мгновение скоротечной жизни наложили нестираемый отпечаток на характер и темперамент коренных жителей архипелага. От приезжих их всегда можно отличить по спокойному, неторопливому поведению в любой ситуации, даже если она требует принятия немедленного решения здесь и сейчас. Знающие люди говорят, что, сделав самый простой заказ в каком-нибудь небольшом мальтийском ресторанчике, вы можете рассчитывать на его исполнение не раньше, чем через полчаса. В таком же неторопливом ритме существует и вся система государственного управления страны. Рабочий день на госслужбе начинается, как и везде, в 9:00 и длится до полудня. Потом у островитян начинается законный перерыв на сиесту до 16 часов, после которого далеко не все служащие возвращаются на свои рабочие места. Хотя современный мир и здесь начинает диктовать свои условия. В последнее время на Мальте все больше супермаркетов, магазинов, ресторанов, кафе и баров стали работать вообще без перерывов. Клиенты стали настолько редки, что проспать их не могут себе позволить даже никуда не торопящиеся мальтийцы.

Тяжелые времена
Если бы не глобальная пандемия коронавирусной инфекции, население острова продолжало бы постепенно увеличиваться и дальше, но с этим вышла досадная заминка, которая, скорее всего, скажется на условиях проживания на островах самым пагубным образом. Дело в том, что экономика маленького государства веками выстраивалась с учетом того, что это место является транспортным перекрестком и перевалочной базой для множества людей и товаров. Например, больше 25% поступ­лений в бюджет Мальты давали многочисленные туристы. Начиная с середины прошлого века практически все маршруты больших круизных лайнеров по Средиземноморью проходили через эти острова. Здесь действительно есть что посмотреть: старинные средневековые крепости и форты, живописные городские улочки, красивая природа. Все это в сочетании с приятным ненавязчивым сервисом делало поездку в эту страну незабываемой для сотен тысяч туристов со всего мира, за что они всегда были готовы хорошо и щедро платить.
Еще примерно 25% вклада в местную экономику давало образование. Мальта в свое время стала самым популярным местом, куда молодые люди, желающие в совершенстве освоить английский язык, приезжали на год или два, чтобы поступить в местные лингвистические школы. Английский на островах знают все с самого детства. Недаром Мальта – одна из бывших Британских колоний.
Третий существенный вклад в бюджет государства – удобная морская и воздушная гавань и вся связанная с этим инфраструктура. Например, общая длина причалов в главном торговом порту Валетта составляет около 7 км, а самая крупная авиакомпания Европы – Lufthansa долгое время держала на архипелаге все свои ключевые ремонтные мастерские.
Мировая пандемия не только поставила жирный крест на туристическом бизнесе, перевела сферу образования в режим онлайн и остановила все ключевые торгово-транспортные маршруты. Она самым кардинальным образом повлияла на десятилетиями выстраиваемую парадигму развития островного государства.

Мальтийский долгострой
Начиная с середины ХХ века приобрести маленький домик на Мальте стало заветной мечтой для многих европейцев. Плюсы жизни на уединенном средиземноморском острове вдали от шумных городов, но в то же время буквально на перекрестке основных транспортных маршрутов, очень быстро оценили англичане, немцы и шведы. Особенно те, кто только что вышел на пенсию.
Как следствие, цены на недвижимость на островах стали стремительно расти. Чтобы остановить этот стихийный процесс, правительство Мальты было вынуждено принять закон, по которому иностранцы не могут приобретать на острове больше одного объекта недвижимости, что называется, в одни руки. Более того, был введен еще и специальный ценовой ценз, по которому негражданам нельзя покупать квартиры и апартаменты дешевле, чем €104 тысячи (9 млн руб.), а отдельные дома или виллы должны быть обязательно дороже €165 тысяч (14,2 млн руб.). Такие меры позволили защитить самих мальтийцев от дикого роста цен на недвижимость, но в то же время лишили девелоперов возможности «делать хороший бизнес» и платить государству серьезные налоги.
Выход был найден. На Мальте стали строить специальные элитные жилые комп­лексы – special designated areas, рассчитанные в основном на покупателей-иностранцев. Это современные фешенебельные кварталы, на территории которых не действует правило «один человек – один дом».
Почувствовав возможность хорошо заработать, мальтийцы стали массово организовывать такие зоны в прибрежных городах. Проекты сулили баснословные прибыли, но все серьезно изменилось в печально памятном 2020-м. Сейчас очень многие подобные объекты в районах Слима, Сент-Джулианс и Меллиха стоят незавершенными. Нет инвесторов, нет покупателей, нет квалифицированных рабочих-строителей. Когда завершится этот мальтийский строительный кризис, никто сказать точно не может. Возможно, уже никогда. 

Андрей Пучков