Лицензионный контроль: как трактовать закон

Задача органов государственного жилищного надзора – обеспечивать соблюдение управляющими компаниями требований федерального законодательства по содержанию общего имущества многоквартирных домов. С 1 мая 2015 года по окончании процедуры лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами органы жилищного надзора приступили к проверкам соблюдения лицензионных требований.
Статьей 193 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что лицензионными требованиями являются:
регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;
наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;
отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица – соискателя лицензии – неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;
отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;
соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что Правительство РФ утверждает Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.
Из анализа приведенных норм федерального законодательства следует, что Правительство Российской Федерации в соответствии с предоставленными ему полномочиями и с учетом особенностей лицензируемого вида деятельности вправе было установить лицензионные требования, кроме тех, которые установлены в статье 193 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данный вывод подтверждается решением Верховного суда Российской Федерации от 23.09.2015 №АКПИ15-957.
В развитие пункта 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами №1110 (далее – Положение о лицензировании).
Пунктом 3 Положения о лицензировании установлены лицензионные требования, которым должен соответствовать лицензиат, а именно соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса, а также соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса.
Из совокупности вышеизложенного следует, что управляющие компании должны соответствовать лицензионным требованиям, установленным пунктом 3 Положения о лицензировании. При этом осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с этим по результатам проверок должностные лица Главного управления Государственной жилищной инспекции Тверской области возбуждают административные дела именно в рамках вышеуказанной статьи КоАП РФ и направляют материалы в мировые суды. Однако в Тверском регионе сложилась негативная судебная практика, когда судьи при рассмотрении подобных дел прекращают их за отсутствием в действиях лицензиатов состава административного правонарушения.
Доводы судебных инстанций просты – нарушение управляющими компаниями требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170 (далее – Правила №170) не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
По мнению мировых судей, все те нарушения, которые предусмотрены Правилами №170 и которые совершают организации, подпадают под другую статью, а именно статью 7.22 КоАП РФ «Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений». Данная позиция подтверждена решениями апелляционной инстанции (решение Заволжского районного суда города Твери от 29.03.2016 по делу №12-143/2016, решение Пролетарского районного суда города Твери от 29.11.2016 по делу №12-229/2016).
Подобным выводам противоречит практика арбитражных судов, сложившаяся в ряде субъектов РФ. Согласно ей, требования, предусмотренные частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе требования Правил №170, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491), Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290), Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416), являются лицензионными. Их соблюдение является обязанностью управляющих организаций (см., например, Постановление Четырнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 22.09.2016 №А66-6401/2016, Постановление Второго Арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 №А25-5261/2016)…

Полный текст можно прочитать в № 2 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2017 год