Как Фонд ЖКХ борется с недобросовестными подрядчиками?

Мужская рука с ключами на фоне дома

Андрей Иванович, мы продолжаем обсуждать реализацию программы переселения граждан из аварийного жилья. Напомню читателям, что свыше десяти лет назад стартовала беспрецедентная по своим масштабам, не имеющая аналогов в мире программа по переселению граждан из аварийного жилья. К 2018 году новые квартиры получили свыше миллиона человек. А это можно сравнить с населением крупного города, можно сказать, мегаполиса. И если в прошлый раз вы рассказали о проверках, которые проводят сотрудники Фонда ЖКХ на разных стадиях строительства от закладки фундамента до сдачи дома под ключ, то сегодня хотелось бы поговорить о мерах, которые применяются к недобросовестным подрядчикам. Ведь бывали случаи, когда дома сдавались позже намеченного срока, качество жилья не отвечало законодательным нормам и т.д. Какие меры предпринимает Фонд ЖКХ в таких случаях?
– Фонд ЖКХ ведет работу по сбору и анализу информации о строительных организациях, допускающих нарушения по качеству предоставляемых жилых помещений и срокам завершения строительства в рамках реализации программ переселения. Так, по итогам проверок 2018 года были выявлены 74 подрядные организации, по вине которых допущены нарушения строительных норм и правил при строительстве 82 домов в 16 субъектах РФ и (или) сорваны сроки строительства 202 домов в 22 регионах. Информация о таких строительных организациях размещена в разделе «Нарушители» на сайте «Реформа ЖКХ».
Итоги контрольной работы показали, что зачастую государственными и муниципальными заказчиками не принимаются предусмотренные действующим законодательством меры, направленные на привлечение к ответственности подрядных организаций, не исполняющих обязательства по заключенным контрактам.
В отдельных муниципальных образованиях десяти субъектов РФ не проводилась претензионная и исковая работа. В Республике Коми, Республике Саха (Якутия), Забайкальском крае не направлялись сведения в Федеральную антимонопольную службу России для рассмотрения вопроса о внесении строительных организаций в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Кроме того, в нескольких регионах зафиксированы факты заключения контрактов со строительными организациями, ранее уже нарушавшими сроки исполнения обязательств по контрактам в рамках предыдущих этапов программ переселения (отмечено в Республиках Бурятии, Коми, Забайкальском, Краснодарском краях, Костромской области).
– Еще какие-то меры дисциплинарного воздействия осуществляются?
– В целях усиления ответственности строительных организаций Фонд информирует саморегулируемые организации в сфере строительства о нарушениях условий государственных (муниципальных) контрактов, допущенных подрядными организациями (застройщиками), а также доводит до сведения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) факты ненадлежащего исполнения саморегулируемыми организациями функций по контролю за деятельностью своих членов. По результатам рассмотрения обращений Фонда в отношении отдельных строительных организаций СРО принимались меры дисциплинарного воздействия. Например, СРО Ассоциация «Межрегиональное объединение таврических строителей» подрядной организации ООО «Форос», допустившей срыв сроков строительства 12 домов в пос. Подзь и с. Койгородок Республики Коми, было приостановлено право осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства; впоследствии подрядная организация была исключена из действующих членов СРО. Кроме того, представляемые Фондом сведения используются Ростехнадзором при проведении контрольно-­надзорных мероприятий.
В целях контроля за устранением выявленных в ходе проверок нарушений дома со значительными строительными дефектами включаются Фондом в единый реестр обращений по вопросам качества жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее Реестр обращений), предусмотренный приказом Минстроя России № 709/пр. Дома в Реестр обращений также включаются на основании письменных обращений граждан, обращений, поступивших на горячую линию Фонда, из Минстроя России, Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», материалов проверок, проведенных активистами НП «ЖКХ Контроль» и региональными органами государственного жилищного надзора, публикаций в СМИ.
В течение 2018 года в Реестр обращений были включены 372 дома в 56 регионах, сняты с контроля Фонда (исключены из Реестра) 498 домов. За период с 1 января по 1 июня 2019 года на контроль было поставлено 175 домов, исключены из Реестра обращений 116 домов. По состоянию на 1 июня 2019 года на контроле качества жилья в Реестре обращений находятся 347 домов…

Полный текст можно прочитать в №12 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2019 год