Как сфотографировать пейзаж

7 (2)Первой в мире фотографией считается гелиогравюра «Вид из окна в Ле Гра», созданная в 1826 году французским изобретателем Жосефом Нисефором Ньепсом при помощи «камеры обскуры». Экспонирование оловянной пластины, покрытой битумом, длилось 8 часов на ярком солнце. Затем Ньепс обработал ее смесью лавандового масла и уайт-спирита – неэкспонированная часть битума при этом размягчается и ее можно протравить кислотами. В итоге получилось клише, способное удерживать типографскую краску, что и сделал изобретатель – сняв оттиск, он получил с трудом угадываемое изображение городских крыш. Таким образом, история фотографии началась с пейзажа.
За почти 200 лет фотография прошла огромный путь. Но и в наши дни пейзажная съемка не утратила своей актуальности, многие современные фотохудожники работают в этом жанре. Пейзажи фотографируют в самых разных целях: декоративных, научных, художественных и т.п. Стоит ли говорить, что пейзажная съемка требует особого мастерства? Не обязательно иметь дорогостоящую технику – важнее соблюдать ключевые правила, которые есть в пейзажной фотографии, как и у любой другой формы искусства.

Освещение
Основополагающий элемент фотографии (напомним, с греческого это слово переводится как «светопись») – освещение. Выделяют два типа освещения: рассеянное и направленное. Яркий пример рассеянного освещения мы наблюдаем на улице в пасмурный день. Объекты при этом освещены равномерно,вследствие чего изображение выглядит тусклым, цвета блеклыми и скучными, отсутствует объем.
При направленном освещении изображение напротив выглядит более интересным. Источником такого освещения днем является солнце, ночью – луна или уличные фонари. В зависимости от расположения источника света направленное освещение разделяют на три вида: фронтальное, боковое и контровое.
Фронтальный свет дает источник, находящийся за спиной фотографа. Характерная особенность данного вида заключается в том, что игра света и тени выражена очень слабо, из-за чего страдает объем и снимок кажется плоским. Исключение составляет съемка с высокой точки, когда тени хорошо просматриваются.
Боковой свет (солнце находится сбоку от нас) дает более объемное изображение. ­Наилучшее освещение бывает утром и вечером, когда солнце находится невысоко над горизонтом – объекты дают длинные тени, которые становятся элементом композиции.
Интересный эффект освещения дает контровой (или встречный) свет, то есть когда съемка производится против солнца. Создается неповторимый светотеневой рисунок, подчеркивается форма деталей.

Композиция
Не менее важный нюанс в фотосъемке пейзажа – композиция. Нерушимые правила служат основой построения эффектного снимка, и здесь пригодится «закон трети». Согласно этому закону изображение делится на девять равных частей с помощью двух параллельных горизонтальных и двух параллельных вертикальных линий. Важные части композиции располагаются вдоль этих линий или же на их пересечении. Так создается впечатление акцентирования, большей заинтересованности к композиции. Исключение составляют снимки с симметричной сценой – например, отражение объекта в озере.
Также существует правило диагоналей. Основная идея заключается в том, чтобы задать процесс рассматривания изображения в определенном направлении. Считается, что верхний левый угол – лучшая стартовая точка, так как большинство людей начинает изучение кадра именно с этого угла. Возможно и другое расположения линий – главное, чтобы они были четко выражены.
Важно наличие на фотографии переднего плана – это могут быть цветы и камни, небольшие сооружения и т.д. За счет этого в кадре создается объем, появляется перспектива, возникает чувство вовлеченности.
Пейзаж – хорошая практика для фотографа. Этот жанр учит правильному построению композиции, пониманию экспозиции и, наконец, терпению. Это захватывающий процесс. Даже если у вас возникнет ощущение, что невозможно запечатлеть в одном снимке всю красоту, окружающую вас, помните, что фотография в первую очередь создана для того, чтобы сохранить тот или иной момент вашей жизни. 

Анастасия Фёдорова