Как решать конфликты в ЖКХ

Друзья в кругу

Сфера ЖКХ является одной из самых проблемных и конфликтных областей нашей жизни. Вода, тепло, свет – все эти блага цивилизации стали необходимостью, от качества предоставления этих услуг зависит комфорт жизни человека.
По статистике каждое пятое обращение граждан в органы власти касается работы ЖКХ. В отрасли много неразрешенных проблем, которые нередко приводят к острым конфликтным ситуациям. Они возникают между жителями и управляющими компаниями, ресурсоснабжающими организациями и органами государственной власти. Конфликты, если их вовремя не урегулировать, могут привести к росту социальной напряженности. И подобных примеров мы видим достаточно. В нашем обществе пока не научились решать споры цивилизованно, за столом переговоров. Как правило, органы публичной власти и организации отрасли ЖКХ стремятся «замять» конфликт и не ведут переговоры с жителями. В то время как эти конфликты можно урегулировать при помощи медиации.

Трезвая альтернатива суду
Медиация – это досудебное урегулирование спора с привлечением третьей, нейтральной стороны. Решение, которое принимается во время проведения процедуры медиации, взаимовыгодно для всех сторон конфликта. Медиатор не заинтересован в том, чтобы одна из сторон выиграла, а другая проиграла. У него другая цель – помочь сохранить хорошие отношения между сторонами конфликта, чтобы это сотрудничество продолжалось.
Центр урегулирования социальных конфликтов, который я возглавляю, неоднократно сталкивался с конфликтами в сфере ЖКХ. У нас работают высококвалифицированные социологи, конфликтологи, медиаторы, адвокаты. Основными партнерами Центра являются Институт социологии РАН, Московская школа конфликтологии и Адвокатская палата Московской области.
Нередко к нам за помощью обращаются обычные жители. Так, летом поступили жалобы жителей поселка Деденево Дмитровского района Московской области на отсутствие горячей воды. В течение двух недель в поселке горячая вода была отключена в связи с проведением плановых ремонтных работ. А когда наступил срок возобновления подачи горячей воды, жители поселка ее не получили. По имеющейся у них информации, связано это с задолженностью управляющей компании перед теплоснабжающей организацией.
В августе 2015 года горячую воду в поселке уже отключали, и по той же причине. Тогда рассерженные жильцы вышли на митинг перед зданием местной администрации. Люди, добросовестно оплачивающие коммунальные услуги, стали заложниками конфликта между организациями ЖКХ. Конфликт нарастал, но мы вмешались в ситуацию и помогли прийти к обоюдному согласию сторон.
Еще одна сложная конфликтная ситуация возникла в подмосковных Мытищах. Жители многоквартирных домов жаловались, что ОАО «Мытищинская теплосеть» рассчитывает плату за потребленное тепло по завышенным тарифам. Также поступали жалобы на неправильную эксплуатацию индивидуальных тепловых пунктов.
Спорная ситуация длится уже не один год и получила серьезное развитие. К разрешению конфликта подключились органы государственной власти и общественники. Было решено привлечь к делу специалистов Центра и использовать процедуру медиации.
Конечно, несмотря на заинтересованность всех сторон конфликта в мирном урегулировании спора, сразу найти такое решение сложно. Тем более что конфликт уже перешел в агрессивную стадию. Однако конфликтологам удалось снизить напряженность среди участников спора и усадить их за стол переговоров…

  Полный текст можно прочитать в № 6 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2017 год