Как отладить коммунальную инфраструктуру?

Современный тепловой узел многоэтажного дома

Согласно документу, суб­сидия будет предоставляться как на капитальные вложения по проектам модернизации инфраструктуры с износом более 60%, так и на компенсацию процентной ставки по кредиту, полученному на эти цели, а также компенсацию затрат концессионера или в виде льготы по налогу на имущество. Сегодня мы разберемся, почему так важен предложенный документ.

Фонд ЖКХ поможет
Высокая степень износа коммунальной инфраструктуры является основным источником проблем современного жилищно-коммунального хозяйства. Именно из-за плохого состояния сетей и оборудования возникают большие потери ресурсов, тратятся огромные средства на текущий ремонт и дополнительную энергию для воспроизводства тепла и подачи воды, а население при этом получает коммунальные услуги низкого качества.
Между тем обновление объектов коммунальной инфраструктуры в регионах идет медленно, и связано это прежде всего с нехваткой средств в региональных бюджетах и отсутствием частных инвестиций, поскольку частный капитал идет в коммунальные проекты неохотно, особенно в малых городах. Единственный источник возврата инвестиций – тарифы, которые носят преимущественно социальный характер и регулируются государством в основном в сторону сдерживания их роста, в связи с чем сроки окупаемости инвестиций могут растянуться на десятилетия.
В такой ситуации особое значение приобретает государственная финансовая поддержка модернизации коммунальной инфраструктуры. Одним из инструментов такой поддержки является программа, реализуемая Фондом содействия реформированию ЖКХ. В последние годы она вызывает все больший интерес регионов, доказательство тому – рост числа новых проектов модернизации коммунальной инфраструктуры, в софинансировании которых были задействованы средства Фонда ЖКХ.
Результатом совместной работы Фонда, регионов и частных инвесторов стали 47 подготовленных и реализованных проектов общей стоимостью 11,8 млрд рублей, из них средства Фонда составили более 5,3 млрд рублей.

Сроки ­окупае­мости минимизированы
Работа продолжается, и на сегодняшний день общая стоимость проектов модернизации, которые реализуются в субъектах, составляет 7,6 млрд рублей, из которых Фонд предоставил 3,9 млрд рублей. Данными проектами предусмотрено строительство, реконструкция и модернизация 42 объектов инфраструктуры и более 130 км сетей. Ввод в эксплуатацию новых и модернизированных котельных, очистных сооружений, прокладка новых и замена изношенных сетей позволят обеспечить жителей качественными коммунальными услугами, снизить негативное воздействие на окружающую среду, подключить новых пользователей к централизованным системам теплоснабжения и водоотведения.
Без государственной поддержки, безусловно, реализовать эти проекты было бы невозможно, ведь сроки окупаемости проектов в сфере теплоснабжения достигали 25 лет, водоотведения – 60 лет. Со средствами Фонда сроки стали приемлемыми для участников проектов и в среднем в сфере теплоснабжения составляют 7 лет, водоотведения – 11 лет.

Сто заявок на подходе
Можно констатировать, что многие субъекты и частные инвесторы распробовали такой способ софинансирования и возвращаются повторно к совместной работе с Фондом. В 2019 году финансовую поддержку получили 11 регионов, и некоторые подготовили не одну, а несколько заявок. В ближайшее время при финансовой поддержке Фонда будут реализованы 30 проектов в Республике Башкортостан, Республике Хакасия, Приморском крае, Белгородской, Воронежской, Калужской, Курской, Ленинградской, Новосибирской, Псковской и Тамбовской областях, из которых 18 проектов – в сфере водоотведения и 12 – в сфере теплоснабжения.
Согласно информации Фонда, кампания по подготовке заявок в регионах идет с нарастающими темпами. По предварительным оценкам, около 40 субъектов Российской Федерации планируют представить в Фонд в общей сложности порядка 100 заявок. Таким образом, количество новых проектов модернизации коммунальной инфраструктуры, которые будут реализовываться при участии средств Фонда в российских регионах, постоянно растет. И это в конечном итоге даст возможность повысить качество жизни сотен тысяч граждан России, не допустив при этом резкого роста тарифов на коммунальные услуги.
Финансовая поддержка Фонда предоставляется на реализацию проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры в малых и средних городах с численностью населения не более 500 тыс. человек. Основной формой финансовой поддержки является софинансирование до 60% капитальных затрат на строительство, модернизацию (реконструкцию) систем коммунальной инфраструктуры, но также Фонд предоставляет средства на подготовку проектов и субсидирование процентной ставки по кредитам и облигационным займам, привлеченным в проекты модернизации.
Заявка на получение финансирования подписывается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Фонд осуществляет поэтапный контроль за реализацией проекта модернизации. Участник проекта должен обеспечить выполнение целевых показателей проекта, а также вложить в проект собственные средства в размере не менее 20% его стоимости.
Конечными получателями государственной поддержки являются концессионеры, а также государственные и муниципальные предприятия. Срок рассмотрения Фондом заявок на получение финансовой поддержки составляет 45 календарных дней, но обычно документы рассматриваются быстрее. Фонд может предоставить до 30% средств поддержки в качестве аванса уже через 5 дней после подписания договора о предоставлении финансовой поддержки.
Ознакомиться с условиями получения финансовой поддержки и с необходимыми методическими материалами по подготовке заявок можно на сайте Фонда ЖКХ: ­
www.fondgkh.ru. 

А. Войков