Великобритания против пластиковых пакетов

В сем известно, что производство и утилизация изделий из пластмассы наносят существенный урон окружающей среде. Поэтому сейчас во всем мире стараются свести производство товаров из пластика к нулю. Например, в Германии запрещено пользоваться пластиковой посудой во время проведения массовых мероприятий (в частности, на пивном фестивале «Октоберфест»), во Франции от пластиковой посуды планируют полностью отказаться к 2020 году. А в Великобритании спрос на пластиковые пакеты уже снизился минимум на 75% благодаря комплексам мер, разработанных властями, – в частности, Комитетом по природоохранному аудиту (Environmental Audit Committee).
Напомним, что Великобритания состоит из четырех провинций: Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. В каждой из них имеется полномочное правительство, каждое из которых ведет борьбу с пластиком.
Сокращение использования пакетов – большое благо для экологии: снижается объем выбросов углерода в атмосферу, экономится ценный природный ресурс (ведь пластик производят из продуктов переработки нефти и природного газа), меньше становится мусора.
Каждый год только в Англии используется более 8 млрд пластиковых пакетов. Руководство этого региона решило бороться с таким огромным потреблением пластика и обратило внимание на опыт Уэльса, где за пластиковый пакет уже взимается 5 пенсов (около 5 рублей). Это позволило успешно уменьшить использование этого упаковочного материала более чем на 75%.
В концепции взимания платы за пакеты правительство Англии предусматривает послабления для небольших предприятий розничной торговли, а также в отношении бумажных и других биоразлагаемых пакетов. Эта схема куда сложнее, чем в Уэльсе, где плата в 5 пенсов распространяется на все виды пакетов и на всех ритейлеров.
Победить пластик полностью, наверное, нельзя. В конце концов, это удобный и современный материал. Однако при помощи подобных мер можно убедить покупателей использовать пластиковые пакеты повторно – это резко уменьшит их количество.

История проблемы
В сентябре 2013 года заместитель премьер-министра Англии объявил, что требование о вводе обязательных пяти пенсов за одноразовые пластиковые пакеты вступит в законную силу с осени 2015-го. К тому моменту Уэльс и Северная Ирландия уже ввели плату за пользование одноразовыми пакетами, Шотландия последовала их примеру в 2014-м.
Английское правительство начало проводить консультации по поступившим предложениям. Именно тогда экспертный совет решил, что сбор не должен применяться к пакетам многократного использования, из бумаги и других биоразлагаемых материалов. Также было решено, что новые правила не будут распространяться на торговые организации численностью менее 250 сотрудников.
Кстати, первой страной в мире, которая ввела налог на полиэтиленовый пакет, стала Республика Ирландия (не путайте с Северной Ирландией, которая входит в состав Великобритании). Случилось это в 2002 году. В результате использование пакетов упало на 90%! Доходы от налога были направлены в специальный фонд окружающей среды.
В 2011 году закон, запрещающий распространение одноразовых полиэтиленовых пакетов, приняла Италия.
Цель взимания платы
Правительство Англии ожидает, что плата в 5 пенсов сократит количество полиэтиленовых пакетов, будет стимулировать их повторное использование, в результате чего сократится замусоривание.
Полиэтиленовые пакеты давно стали свое­образным символом мусора. И они это, что называется, заслужили. Известно, какой вред они наносят, например, морской фауне: многие животные принимают пакеты за медуз, глотают их и затем гибнут. При этом утилизировать пакеты чрезвычайно трудно: полиэтилен имеет очень долгий период разложения.
В Соединенном Королевстве действуют сразу несколько экологических организаций, которые приводят свои доводы против засилья пластиковых пакетов, поддерживая ввод платы.
«Это долговременная, неприглядная и опасная форма мусора, она в любом виде и состоянии, даже после разложения, ставит под угрозу морскую природу, которая и так подвергается опасности из-за человеческого фактора», – бьет в набат «Группа отказа от пакетов». А организация «Сохраняйте Великобританию чистой» (Keep Britain Tidy) опубликовала тревожные цифры: хотя в 2012–2013 годах использование пакетов уменьшилось по сравнению с 2009–2010 годами, опасную тару все еще активно используют в одном из десяти торговых предприятий Англии.
Но существует и обратное мнение. Так, Ассоциация производителей упаковки (PAFA) полагает, что другие типы мусора куда более вредны, чем полиэтиленовые пакеты. По результатам обзора организации «Сохраняйте Великобританию чистой», наиболее распространенные виды загрязнений окружающей среды – это окурки (82% мест общего пользования), кондитерские изделия (68%), безалкогольные напитки (52%) и фастфуд (32%). В то время как пресловутые пластиковые пакеты были найдены в лишь 3% мест. Представитель PAFA Барри Тернер заявил, что «сосредоточившись на пакетах, мы вводим в заблуждение потребителя». Однако с PAFA спорит «Компания по защите сельской Англии»: полиэтиленовые пакеты оказывают куда большее визуальное воздействие, чем другие типы мусора. Они больше бросаются в глаза.
Как бы то ни было, борьба с пакетами приносит свои плоды. В Северной Ирландии после ввода налога на пакеты их доля в мусоре снизилась с 5% до смехотворной доли в 0,2%. Еще нет достаточных данных, чтобы сделать окончательные выводы по Уэльсу, но уже понятно, что количество пластиковых пакетов тоже резко снизилось. Организация «Сохраняйте Уэльс чистым» заявила об уменьшении количества улиц, на которых еще встречаются выброшенные пластиковые пакеты.
В 2006 году британское Агентство по охране окружающей среды провело исследование о влиянии полиэтиленовых пакетов на экологию. Исследование показало, что пакеты, необходимые для совершения покупок в течение месяца (82 шт.), являются источником выбросов углерода, эквивалентного 1,578 кг углекислого газа (что приблизительно равняется 8 км путешествия на автомобиле с бензиновым двигателем).
Углеродное воздействие каждого отдельного пакета не очень велико, но ведь их миллиарды. Сокращение использования пакетов значительно уменьшит выбросы углерода.
Изменения в поведении
Есть убедительные доказательства того, что плата за использование полиэтиленового пакета принуждает людей реже их использовать. Доктор Пуртинга из Университета Кардиффа, который проводил экспертную оценку валлийской схемы, сообщил, что плата – «разрушитель привычки», который вынуждает покупателей принять сознательное решение относительно того, хотят ли они использовать полиэтиленовый пакет или нет.
В ходе экспериментов, в которых принимали участие покупатели супермаркета, было отмечено снижение использования пакетов на 20–40%.
Простота – ключ к успешной политике изменения поведения. По этому пути и пошел Уэльс, где, напомним, берут плату за все виды пакетов. Вариант Англии, где предполагается не брать плату за биоразлагаемые пакеты и установить льготы для небольших ритейлеров, только путает потребителя. «Это будет менее эффективно, чем плата за все типы пакетов», – уверен доктор Пуртинга. Его поддержали Британский розничный консорциум и «Компания по защите сельской Англии».
Результаты Уэльса весьма впечатляют: использование пакетов после ввода 5-пенсовой платы снизилось на 76%. Комитет по окружающей среде, продовольствию и сельскому хозяйству (Defra) предположил, что аналогичная мера в Англии приведет к ежегодному сокращению числа одноразовых пластиковых пакетов на 4,2–5,6 млрд штук (на 60–80%).
Интересно, что в Ирландии «пакетный налог» был установлен гораздо более высокий – целых 22 евроцента (это примерно 18 британских пенсов). И это привело к сокращению использования пластиковых пакетов сразу на 90%. Теперь цель ирландцев – сделать так, чтобы каждый житель страны использовал не более 21 пакета в год.
Таким образом, каждая страна сама решает, каким должен быть этот налог, исходя из массы нюансов. А эффективным может быть и сравнительно небольшая плата в 5 пенсов, и внушительные 22 евроцента. Главное – двигаться к цели: сокращению использования фасовочного пластика.
Послабления для бумажных пакетов
Принято считать, что бумажный пакет – отличная, экологичная альтернатива пластику. Между тем исследования свидетельствуют, что бумажный пакет должен быть использован по крайней мере три раза, чтобы его влияние на окружающую среду было ниже, чем влияние стандартного одноразового пластикового пакета. Да, бумага отлично гниет, ее можно переработать, но при ее производстве наносится значительный ущерб окружающей среде.
Британский розничный консорциум сообщил, что в Северной Ирландии после ввода платы за использование полиэтиленовых пакетов многие ритейлеры тут же перешли на бумажные аналоги. Но это значит, что теперь урон природе наносится с другой стороны!
В то же время валлийское правительство не считает, что после подорожания пластика люди стали массово использовать бумажные пакеты.
Кстати, бумажные пакеты освобождены от налога в Республике Ирландия. Эти пакеты не являются «долгоиграющим мусором», не представляют проблемы для морских обитателей. Поэтому ограничивать их оборот здесь не считают необходимым.
Почему же в Англии не планируют распространять налог и на бумажные пакеты? По мнению местных экспертов, их традиционно используют не слишком активно даже в среде «ритейлеров главных улиц», то есть в самых крупных торговых центрах.
И все-таки очевидно, что послабления для бумаги делают идею повторного использования пакетов менее привлекательной. Зачем заморачиваться, когда можно просто взять новый бумажный пакет?
В чем смысл многократного использования
Воздействие на окружающую среду отдельно взятого пакета уменьшается, если люди используют его несколько раз. Просто потому, что в «круговороте пакетов» на Земле их стало меньше. А многоразовая тара для покупок полезна тем, что эффективно удерживает нас от использования пластика. Например, вам придется сходить в магазин с хлопковой многоразовой сумкой 130 раз (то есть каждый день в течение более 4 месяцев), чтобы нанести природе такой же вред, какой наносит всего один полиэтиленовый пакет.
Дать магазинному пластику «вторую попытку» можно, например, используя его как сменный пакет для мусорного ведра. Одно это уменьшает его воздействие на окружающую среду, ведь вы лишний раз не купили специальный пакет для отходов. Кстати, когда в Уэльсе ввели налог на пакеты, организация WRAP зафиксировала рост числа покупок мешков для мусора. Люди отказывались от подорожавших пакетов для продуктов, но… стали покупать их для отходов.
В любых налогах мало приятного. Как отреагировали люди на новый сбор? В Комитете по окружающей среде, продовольствию и сельскому хозяйству полагают, что многоразовое использование пакетов с лихвой покрывает их подорожание. Валлийское правительство также пришло к заключению, что малообеспеченные жители не пострадали.
Многоразовые пакеты в Великобритании обычно называют life bag, то есть «сумками для жизни». На деле это просто более плотные пакеты, специально разработанные для многократного использования. Организация WRAP собрала данные по таким пакетам, проданным в Уэльсе. С 2010 по 2012 гг. число продаж удвоилось, в то время как в остальной части Великобритании показатель оставался на прежнем уровне. Исследование, финансируемое валлийским правительством и организацией «Нулевые отходы Шотландии» (Zero Waste Scotland), показало, что 79% опрошенных в Уэльсе заявляют о многократном использовании «сумок для жизни». Однако лишь 51% из них поступают так на самом деле. Тем не менее этот показатель почти вдвое выше, чем в Шотландии (28%), где в настоящее время нет налога на пластик.
Невероятно, но пришедшую в негодность «сумку для жизни» в Великобритании можно заменить на новую абсолютно бесплатно! Поощрение бесплатной замены и переработка отживших свое пакетов уменьшают их стоимость для потребителей. Что еще более важно, это может помочь закрепить привычку к повторному использованию. Ритейлеры должны тесно общаться с покупателями, напоминая им о возможности замены. Тонкой «сумкой для жизни» можно воспользоваться четыре раза, а более плотные переживут и 11 походов в магазин.
Анализ поведения потребителей, проведенный в Уэльсе, показал, что плотные полиэтиленовые пакеты «для жизни» продавались в розницу всего за 6–10 пенсов за штуку – не много дороже одноразовой упаковки. И если из-за дешевизны они не используются повторно, это может иметь самые неблагоприятные последствия в смысле влияния на окружающую среду. Поэтому валлийское правительство рассмотрело возможность повышения стоимости «сумок для жизни». Минимальная цена была установлена на уровне, который стимулирует их повторное использование: минимум 10 пенсов для тонкого варианта и 20 пенсов для плотного. При этом правительство гарантирует, что дополнительные доходы от этих сборов идут только на благотворительность.
Льготы для небольших ритейлеров
Английское правительство изначально предложило ввести обязательную плату за пластиковые пакеты лишь крупным ритейлерам численностью более 250 сотрудников. Реакция была неожиданной: небольшие компании выступили против освобождения от платы и заявили о желании принять участие в программе. Так, национальная федерация розничных газетных киосков поддержала «пакетную политику в связи с преимуществами, которые это может дать окружающей среде». В федерации были разочарованы новостью о том, что правительство намеревается исключить небольшие компании из «пакетно-налоговой схемы».
Ассоциация минимаркетов также выразила недовольство: у ритейлера могут быть магазины в разных частях Великобритании и разные требования в отношении пакетов оборачиваются неизбежными проблемами при их коммуникации. Опять же потребители могут сделать ложный вывод, что крупные магазины ответственнее относятся к защите окружающей среды. Тогда правительство приняло «соломоново решение»: предприятия малого бизнеса могут тоже взимать повышенную плату за пакеты, если сами того желают. Британский розничный консорциум назвал освобождение от уплаты налога на пластиковые пакеты для компаний, имеющих в штате меньше чем 250 человек, «нелогичным и путающим потребителей». Консорциум обеспокоен, что все это «поставит некоторых ритейлеров в неконкурентоспособные неблагоприятные условия».
А компания по защите сельской Англии подчеркивает, что льготы для предприятий малого бизнеса отнюдь не улучшают экологическую обстановку. Небольших магазинов больше как раз на селе, и брошенные полиэтиленовые пакеты стали там настоящей проблемой.
Таким образом, предложенное «освобождение» для небольших ритейлеров оказалось ненужным. В результате правительство включило небольших ритейлеров в схему, но освободило тех, что имеют в штате 10 сотрудников или менее, от обязательной отчетности. Так, как это сделано в Уэльсе.
Доходы и расходы
Британский Закон об изменении климата от 2008 года позволяет правительству требовать от продавцов товаров взимания платы за одноразовые полиэтиленовые пакеты, которые они поставляют клиентам. Департамент по окружающей среде, питанию и сельскому хозяйству накладывает на «чиновников торговых стандартов» (TSOs) обязанность контролировать этот процесс. Правительство декларирует, что в случае необходимости могут быть применены и гражданские санкции. В Уэльсе пока обошлось без судебных преследований, но были предупреждения. По данным организации «Сохраняйте Уэльс чистым», всего шесть компаний нарушили возложенные на них обязательства – то есть в целом предложенная схема оказалась вполне рабочей.
Ожидается, что в результате введения налога на пакеты в Англии будет собрано приблизительно 70 млн фунтов стерлингов, которые будут направлены строго на благотворительность. Предполагается стимулировать предприятия направлять прибыль на пожертвования. У правительства нет полномочий вынудить ритейлеров перечислить средства конкретной организации – ожидается, что они будут делать это по доброй воле, как это уже происходит в других регионах Великобритании.
В парламенте страны поддерживают использование денежных средств для таких целей, как экологические благотворительные учреждения. Чтобы избежать возможных злоупотреблений, правительство установило четкие правила, в основе которых – абсолютная прозрачность движения денежных средств.
Согласно Закону об изменении климата торговые организации должны вести учет взимания платы за использование одноразовых пакетов. Из собранных средств вычитаются административные затраты и НДС. По данным Комитета по окружающей среде, продовольствию и сельскому хозяйству, административные затраты ритейлеров равняются приблизительно 6 млн фунтов стерлингов (более чем 6%), а с учетом НДС выходит приблизительно 19 млн фунтов.
Исследования показали, что большинство населения в Англии (81%) готово заплатить 5 пенсов за пакет, если деньги пойдут именно на благотворительность. Казначейство намеревается взимать НДС от доходов от сборов (чуть менее 1 пенни с каждых 5 пенсов). Приблизительно 19 млн фунтов стерлингов, заработанных с НДС, должны быть потрачены на новые экологические программы и покрыть расходы на контроль эффективности схемы.
Экологические преимущества
Больше половины англичан поддерживает введение налога. И этот показатель будет расти: поддержка сборов в Уэльсе в свое время увеличилась с 59% до 70%. Там люди последовательно улучшили свое так называемое «проэкологическое поведение» (промежуток между установленным намерением и наблюдаемыми действиями).
В Уэльсе люди ответственно заявляют, что сбор – это эффективный способ уменьшить количество отходов.
Как уже сообщалось выше, в настоящее время в Англии каждый год используют более 8 млрд пластиковых пакетов. И только очень маленькая доля перерабатывается. В основном пластиковый мусор закапывают или сжигают. Полиэтиленовые пакеты составляют менее 1% от 28 млн тонн бытовых отходов в год. Пищевые отходы, напротив, составляют 7 млн тонн (25%), а упаковочные – 5 млн тонн (18%).
Льготы для ­биоразлагаемых материалов
Правительство предложило освободить от налога биоразлагаемые сумки и пакеты. Это в том числе должно подтолкнуть британскую промышленность к их производству.
Вообще, идеальный пакет должен обладать рядом особенностей:
– разлагаться в любой окружающей среде (на море, на земле, компостных заводах) по окончании срока годности;
– выполнять функцию хозяйственной сумки;
– быть безопасным при повреждении…

Полный текст можно прочитать в № 11 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2016 год