Бесконечный Китай

51d441f9b567bВу Шухуа продает цветы на живописных, усаженных деревьями улицах шанхайского района Сюйхуэй, используя в качестве витрины свой велосипед. Ву родом из деревни в соседней провинции Цзянсу; в богатый Шанхай она приехала в надежде заработать, ведь в огромном городе столько возможностей.
Но без образования и связей сложно достичь высот. В Шанхае и без того много продавцов цветов – бывает, на одной улице торгуют по двое. Дни напролет Ву проводит на своей торговой точке, терпеливо поджидая клиентов. Она одна из 10 млн сельских мигрантов в Шанхае, частица самой стремительной урбанизации в мире. За последние 35 лет около 500 млн китайцев переехали из сел в города. Сейчас в Китае более 600 городов, многие из которых были небольшими поселками всего несколько десятилетий назад.
В апреле 2017 года правительство Китая объявило о планах строительства огромного города Сюонган примерно в 100 км к югу от Пекина, который войдет в состав мегарегиона Цзин-Цзинь-Цзи. В Сюонган включат городские уезды Сянсян, Жунчэн, Аньсинь и озеро Байяндянь вместе с его окрестностями. Площадь Сюонгана в три раза превысит размеры Нью-Йорка. Сюда переедут некоторые университеты, учреждения, да и многие жители китайской столицы, что по замыслу должно снизить нагрузку на инфраструктуру Пекина. Новость спровоцировала «земельную лихорадку»: стоимость земли в этом районе подскочила во много раз.

Невероятный Цзин-Цзинь-Цзи
Невероятные масштабы новых городских кластеров Китая заставляют говорить о совершенно новой форме урбанизации, считает старший научный сотрудник Urbanization Project при Нью-Йоркском университете Ален Берто. Так, Цзин-Цзинь-Цзи объединяет 110 млн человек (в мегарегион входят Пекин, Хэбэй и Тяньцзин).
Впервые о создании Цзин-Цзинь-Цзи было объявлено в 2014 году, а сегодня на его долю приходится 10% ВВП Китая – сюда были переведены многие фабрики и производственные центры. Только на железную дорогу и скоростные поезда было выделено почти $50 млрд: из ключевых городов мегарегиона в центральный Пекин можно будет добраться всего за полчаса.
– Цзин-Цзинь-Цзи поможет перераспределить блага, которые поглотил Пекин из окружающих его районов, многие из которых представляют собой обедневшие деревни, – заявил в марте председатель Госкомитета по делам развития и реформ КНР Хэ Лифэн. – Загрязнение воздуха в Пекине, нехватка воды, пробки и другие городские проблемы – это результат того, что город берет на себя слишком много функций.
В последние четыре десятилетия урбанизацию в Китае подпитывали мощный экспорт и дешевая рабочая сила. Но сейчас, когда более половины населения живет в городах, а экономика страны основывается на потреблении, нет четкого понимания того, как управлять вышедшими из-под контроля мегаполисами.
Процесс урбанизации не происходит исключительно по велению правительства страны. Наоборот, власти Китая пытались ее сдерживать – например, сохранив обязательную регистрацию по месту жительства. Но урбанизация – это требование экономики, за которую народ голосует ногами, переезжая в города. Правительство вынуждено с этим считаться и платить за этот стихийный процесс определенную цену.

Великий китайский план
Сейчас в Китае уже 15 мегаполисов (по местным понятиям это города с населением более 10 млн человек), на подходе еще несколько. К 2020 году уровень урбанизации Китая возрастет еще на 10%.
Китайский «Национальный план по урбанизации нового типа» на 2014–2020 годы предусматривает создание 11 «городских кластеров» (регионы, включающие крупные и небольших города), для чего будут выделены дополнительные инвестиции. Самым крупными станут уже упомянутый 110-милионный Цзин-Цзинь-Цзи; регион вокруг Чэнду и Чунцина (прогнозируемое население – 60 млн человек), кластер в дельте реки Янцзы с центром в Шанхае (около 90 млн) и кластер вокруг города Ухана (29 млн человек).
Власти рассчитывают, что развитие именно таких «объединенных кластеров», а не моноцентричных мегаполисов, уменьшит нагрузку на перенаселенные Пекин и Шанхай. Кроме того, строительство новых городов – это возможность перераспределить инвестиции с перегруженного востока страны в пользу кластеров на западе (например, в провинции Гуйчжоу).
Во всех этих кластерах бурно развивается скоростной железнодорожный транспорт, что позволит людям без проблем передвигаться на большие расстояния. Серьезные инвестиции направляются на развитие не только главного, но второго, третьего и четвертого городов кластера. Это повышает привлекательность региона и обеспечивает полноценное выполнение новых для города функций (напомним, в Сюонган будут переведены университеты из Пекина).
Шанхай и Пекин обнародовали свои градостроительные планы, согласно которым предполагается ограничить рост населения к 2020 году. Так, разрастание Пекина власти намерены остановить на отметке 23 млн человек, Шанхая – 25 млн (причем оба города уже сейчас близки к оптимальному размеру). Стратегия кластеров подразумевает, что расти будут не эти мегаполисы, а территории вокруг них, превращаясь в мегарегионы.
План правительства Китая предусматривает интеграцию небольших городов и поселков в новые городские структуры – в надежде привлечь сельских мигрантов туда, а не в перенаселенные Шанхай с Пекином.

Тяжкая судьба мигранта
Возможно, проще начать с нуля. Но доктор Ян Сун, директор программы по изучению урбанизации Китая университета Северной Каролины (США), считает по-другому. Она напоминает, что Пекин и другие крупные города десятилетиями развивались в рамках неэффективной социалистической идеологии. Достаточно вспомнить данвеи – дома, рассчитанные на одну семью. Конечно, эта инфраструктура в сегодняшних условиях ограничивает развитие городов. Но, по мнению Ян Сун, эти препятствия все же могут быть решены с помощью адекватной политики городского планирования.
– Из-за исторических традиций и ограничений, с которыми градостроители сталкивались при работе в Пекине, они не могли быстро и эффективно распределять объекты городской инфраструктуры, – говорит она. – Но все эти проблемы решаемы. Посмотрите на Сеул или Токио. Это мегаполисы с очень большим населением, при этом прекрасно управляемые. Проблема заключается не в численности населения, а в плохом городском управлении.
Одна из труднейших задач правительства Китая – как интегрировать в инфраструктуру новых городских жителей и обеспечить их достаточным количеством услуг. Многие мигранты, даже прожив в городе десяток лет, по-прежнему считаются «понаехавшими» – прежде всего потому, что из-за института прописки государство рассматривает их как сельских жителей. Около полумиллиона детей школьного возраста, проживающих в Шанхае вместе с родителями-мигрантами, даже не могут получить доступ к образовательной системе. В школах Шанхая в классе по 45 учеников, и детей мигрантов туда берут со скрипом.
– В средних классах очень немного учеников, чьи родители приехали из сельской местности, – рассказывает Коринна Хуа из Фонда содействия образованию детей мигрантов SteppingHouse. –
И их практически нет в старших классах.
Эксперты предупреждают: ограничение роста численности населения Пекина может самым неблагоприятным образом сказатьсяна мигрантах. Более 300 оптовых рынков уже были переведены из Пекина в новый район. Так правительство попыталось убрать работяг из столицы…

Полный текст можно прочитать в № 11 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2017 год