А мне летать… неловко

SAS-Flying-ShameВсе большую популярность в мире приобретает движение Flygskam (швед.: флюгскам – «стыдно летать»), призывающее граждан отказываться от… путешествий на самолетах. Несмотря на то, что сегодня многие авиакомпании предлагают очень выгодные поездки, развивается сеть перевозчиков-лоукостеров, которые время от времени позволяют слетать в Европу за €5–10, активисты этого движения упрямо гнут свою линию. И дело вовсе не в ненависти к самолетам или аэрофобии.
Быстрый, но вредный
Оказывается, самолет не только самый безопасный и быстрый, но и самый вредный для окружающей среды вид транспорта. Недавно одно из европейских агентств, отвечающих за защиту окружающей среды, провело анализ влияния разных видов пассажирского транспорта на экологическую обстановку. Чтобы проще было ориентироваться в цифрах, там сопоставили объемы выброса углекислого газа и перевозку одного пассажира на 1 км. Результаты показали, что поезд при перевозке 156 пассажиров (почему именно такая цифра, до конца неясно) выделяет 14 г CO2/км. В то время как самолет при перевозке почти вдвое меньшего числа людей (88 пассажиров), выделяет почти в 20 раз больше CO2 – около 300 г/км. Эксперты пришли к выводу, что поезда – самый экологически безопасный транспорт в мире. Впрочем, вернемся к самолетам.
По статистике в 2018 году все авиакомпании мира перевезли свыше 1 млрд пассажиров. По сравнению с предыдущими годами пассажиропоток увеличился на 38 млн человек. Сегодня авиаперелеты являются самым быстрорастущим источником выделения парниковых газов (более 2%), а к 2030 году этот показатель вырастет еще в три раза.
Так, по прогнозам международной организации гражданской авиации (The International Civil Aviation Organization) к 2020 году авиационные выбросы в атмосферу вырастут на 70% по сравнению с 2000-ми. А к середине XXI века их объем увеличится на 700% и составит половину всего CO2 в мире!
К примеру, во время каждого полета через Атлантику в атмосферу выделяется такое количество углекислого газа, что им можно растопить ледник площадью в 3 кв. м. И это только один самолет. Теперь представьте, сколько самолетов находятся в воздухе. Ученые и «зеленые» бьют тревогу – при таких тенденциях опасность глобального потепления многократно увеличивается и, чтобы как-то снизить риски, сегодня необходимо уменьшить выбросы авиалайнеров в несколько раз. Только в таком случае ожидается снижение средней температуры воздуха на 1,5 оС, и то только к 2030 году.

Швеция раскаивается
Новые исследования шведского Технического университета Чалмерса показали, что парниковый «колпак» в виде авиационных выбросов от перелетов у шведов в пять раз выше, чем в среднем по миру. В такой небольшой стране! Оказывается, ее граждане – самые часто летающие пассажиры в мире. Шведы летают в семь раз чаще, чем представители других стран. Около 61% всех выбросов CO2 в стране вызваны одними только самолетами. Неслучайно именно в Швеции активнее всего развивается движение Flygskam. Собственно, оно здесь и зародилось.
Вот несколько тезисов из типично агитации Flygskam: «Не летайте в Европу только на выходные. Рассматривайте недельные поездки как минимум»; «Путешествуйте на поездах по мере возможности. Это гораздо комфортное, чем на самолетах»; «Выбирайте автобусы как альтернативу»; «Используйте электротранспорт», «Путешествуйте на самолете максимум один раз в год».
Главным вдохновителем Flygskam стал спортсмен Бьерн Ферри. Олимпийскому чемпиону 2010 года по биатлону по работе приходится много путешествовать по Европе. Природы ради он почти два года путешествовал в другие страны исключительно поездами, и в основном ночными рейсами. Его бойкот путешествиям по воздуху породил огромное движение единомышленников. Так в шведском языке и появилось слово Flygskam. Сегодня все больше жителей Швеции выбирают поезд, а не самолет, и призывают присоединиться к их движению граждан других стран.

Налог на полет
Впрочем, и противников движения тоже предостаточно. Самолет – все же самый быстрый и удобный способ перемещения. А иногда это единственно возможный вариант. Как прикажете добираться из Европы, скажем, до Австралии? Пару месяцев на теплоходе?
Европейские правительства активно ищут выход из сло-
жившейся ситуации. Так, туристы, вылетающие из Германии, Великобритании и Швеции, уже платят специальный авиационный сбор, который включается в стоимость билетов. Его размер зависит от продолжительности и дальности полета: внутри Евросоюза он составляет примерно €6–7 (420–500 руб.), при полетах на дальние расстояния стоимость увеличивается до €40 (2,8 тыс. руб.). Таким образом граждане этих стран вкладывают свои средства в экологические инициативы, направленные на снижение уровня углекислого газа в атмосфере.
Также не стоит сбрасывать со счетов развитие технологий: если в обществе есть запрос на экологическую безопасность полетов, появление авиационных двигателей нового поколения и, чем черт не шутит, более современных видов топлива – дело времени.